А. Петровский
Готовность к самостоятельному познанию – ключ к успешности как отдельной личности, так и общества в целом.
«… курсы данного вида дают возможность ученику реализовать свой познавательный интерес в выбранной им образовательной области, формирует у ученика умение и способы деятельности для решения практических задач. Эффективность преподавания конкретного элективного курса может быть подтверждена: анализом отметок по предметам, связанным с элективном; количественным анализом проектной деятельности учащихся, количеством проведенных исследовательских работ на элективные.» Положение об элективных курсах предпрофильной подготовки
Традиционное обучение Исследовательское обучение 1. Учитель излагает основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме. 1. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя. 2. Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем. 2. При изучении предметов надо создавать такие ситуации, которые представляют учащимся возможность знакомится с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах. 3. Предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению. 3. Знакомство с представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов. 4. Учебное познание строится на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения. 4. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом. 5. Основная цель лабораторных работ – формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов. 5. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе. 6. Сущность знаний следует иллюстрировать материалом об их применении. 6. Для изучения правила учащихся следует познакомится с примерами, из которых это правило моно вывести самостоятельно, без его изложения учителем. 7. Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера 7. Учащиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме.
сущность исследовательской деятельности