Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карповская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального района Нижегородской области Презентация к уроку русского языка по теме «Имя существительное как часть речи» 5 класс Учитель русского языка и литературы Л.П. Плотникова
Прочитайте слова. Найдите в каждом ряду слова, которые можно объединить по нескольким признакам одновременно. 1)соревновать…ся, состязание, тренировать…ся; 2)Играеш…, побеждаешь…, матч. 3)К…манда, фу…бальный, хо…шейный. Назовите слова, оставшиеся в каждом ряду. состязание матч команда Буквы о-а в корнях -раст - -рос.
Имя существительное Цель: 1)повторить, что такое … как часть речи и его грамматические признаки; 2)Выяснить, какие ещё значения, кроме значения предмета, …; 3)Учиться выделять … среди других …. Цель: 1)повторить, что такое имя существительное как часть речи и его грамматические признаки; 2)Выяснить, какие ещё значения, кроме значения предмета, могут иметь имена существительные; 3)Учиться выделять имя существительное среди других частей речи.
Что такое имя существительное? Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Приведите примеры имён существительных на тему «Физкультура, спорт».
Прочитайте и проанализируйте предложения. На основе осуществлённого вами анализа и темы урока сформулируйте задание к ним. Сильные руки, выносливое сердце, ловкие движения нужны при любой работе. Путь к …, …, … один - через физкультуру и спорт. Путь к силе, выносливости, ловкости один - через физкультуру и спорт. Напишите это предложение, подчеркните имена существительные. Назовите те из них, которые имеют значение признака, но обозначают это как предмет.
Вывод Некоторые имена существительные имеют значение признака, но обозначают его как предмет. Исключите последовательно каждое из этих имён существительных по признаку самостоятельно найденному.
Прочитайте пары предложений. Сформулируйте задание. 1) Ноги отказываются двигаться, сер…це рвётся из грудной клетки. Упр…жняясь в беге, сп…рт смены устают. 2) Приходит второе дыхание, силы восст…наливаются, упражнение прод…лжается. Б…гунны не останаливаются. причина следствие
Проверка. 1) Упражняясь в беге, спорт смены устают. Ноги отказываются двигаться, сердце рвётся из грудной клетки. 2) Бегунны не останаливаются. Приходит второе дыхание, силы восстаналиваются, упражнение продолжается. Назовите имена существительные, которые имеют значение действия, но обозначают эти действия как предмет.
Вывод Некоторые имена существительные имеют значение действия, но обозначают его как предмет.
Прочитайте текст. Выделите в нём основные части по смыслу и по значению имён существительных. Альпинистом может стать только смелый человек. Смелость побеждает смертельную опасность. Смелому по плечу долгие переходы с тяжёлой ношей, беспощадное солнце, снежные бури и высота, где сильно затруднено дыхание. В горы может идти тот, кто кинется на спасение друга, не боясь за свою жизнь. Альпинизм - спорт сильных, смелых и благородных людей.
Проверка Альпинистом может стать только смелый человек. Смелость побеждает смертельную опасность. Смелому по плечу долгие переходы с тяжёлой ношей, беспощадное солнце, снежные бури и высота, где сильно затруднено дыхание. В горы может идти тот, кто кинется на спасение друга, не боясь за свою жизнь. Альпинизм - спорт сильных, смелых и благородных людей. Найдите в тексте предложение, в котором имя существительное является обстоятельством. В горы может идти тот, кто кинется на спасение друга, не боясь за свою жизнь.
Разберите предложение по членам. Сделайте вывод: какими членами предложения чаще всего бывают имена существительные? Альпинизм - спорт сильных, смелых и благородных людей. Имена существительные чаще всего в предложении бывают подлежащими, сказуемыми, дополнениями и обстоятельствами.
Расскажите об имени существительном по плану: На какие вопросы отвечает и что обозначает имя существительное? Грамматические признаки имени существительного. Какими членами предложения чаще всего бывают имена существительные?