МЕТОД ПРОЕКТОВ
Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.
Современные тенденции образования Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ По продолжительности времени: краткосрочные среднесрочные долгосрочные
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение) По использованию дидактических средств: классические информационные и коммуникативные (телекоммуникационные)
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение) По способу преобладающей деятельности: - исследовательские, - познавательные, - творческие, - практико-ориентированные, - игровые
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ) По количеству участников проекта: индивидуальные; коллективные парные групповые
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение) По уровню интеграции: - предметные - межпредметные
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 1. Подготовка 2. Планирование 3. Принятие решений 4. Выполнение 5. Оценка результатов 6. Защита проекта
Деятельность участников на этапах ПРОЕКТА Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога Определение темы, формулировка целей. Выбор рабочей группы Сбор информации. Обсуждение заданий. Мотивация учащихся. Объяснение целей проекта 1.Подготовка
Деятельность участников на этапах ПРОЕКТА Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формулировка задач. Уточнение информации. Выбор и обоснование критериев успеха. Помощь в анализе и синтезе. 2.Планирование
Деятельность участников на этапах ПРОЕКТА Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта. Уточнение плана деятельности. Обработка информации. Синтез и анализ идей. Выполнение исследования. Наблюдение и консультация. 3. Принятие решения
Деятельность участников на этапах ПРОЕКТА Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога Работа над проектом. Оформление. Выполнение исследования. Оформление проекта. Наблюдение. Советы. 4.Выполнение
Деятельность участников на этапах ПРОЕКТА Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. Участие в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Наблюдение и направление процесса анализа. 5. Оценка результатов
Деятельность участников на этапах ПРОЕКТА Задачи Деятельность учащихся Деятельность педагога Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. 6. Защита проекта
Примерная структура проекта 1. Титульный лист: наименование образовательного учреждения тема выбранной работы ФИО автора, класс, домашний адрес, телефон ФИО, должность научного руководителя, оказавшего методическую и консультативную помощь учащемуся город, год 2. Оглавление (перечень основных частей проекта)
Примерная структура проекта 3. Краткая аннотация, содержащая изложение основных положений проекта. 4. Основная часть: 1 раздел – отражает материалы, демонстрирующие актуальность проблемы проекта; 2 раздел – анализ вариантов альтернативных программ решения проблемы; 3 раздел – собственное видение проблемы и программа (способы) ее решения, разработанная учащимся.
Примерная структура проекта 5.Заключение. 6.Библиография. 7. Визуальный ряд к проекту: фотографии, рисунки, иллюстрации, видеоматериалы, плакаты и т.п. 8. Приложения: карты, таблицы, графики, схемы, анкеты и др.
Критерии оценки проекта При оценке письменной части: актуальность и важность поставленных проблем; социальная значимость проблемы; самостоятельность разработки проблемы; новизна и неординарность подхода; оригинальность предложений; реалистичность, экономичность; перспективность; результаты, прогнозы (согласно собственному видению)
Критерии оценки проекта При оценке выступления: ораторское мастерство выступающего; свободное владение материалом; общая эрудиция; качество ответов на вопросы; аргументированность; убедительность представляемых доводов.