Работа с трудными детьми и детьми группы риска Подготовила: Кл.рук. Медведева Н.В. МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа
Трудный ребёнок – это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально- эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах. – это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально- эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
Это проблемы: в обучении; в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы. комплексные проблемы.
Их проявлением может быть нарушение поведения нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; внеклассную деятельность в школе; экскурсии; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др. участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.
Алгоритм работы с учащимися «группы риска»
Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине. Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине. Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети. Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети. Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации). Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации). Шаг 4. Составить карту учащегося. Шаг 4. Составить карту учащегося. Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися. Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.
Каждый классный руководитель должен: - составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.; - составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.; - вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями - вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет. Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет. Решение об этом принимает Совет профилактики школы. Решение об этом принимает Совет профилактики школы.
Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть: - нарушение Устава школы; - нарушение Устава школы; - систематическое невыполнение домашнего задания; - систематическое невыполнение домашнего задания; - отказ от работы на уроке; - отказ от работы на уроке; - нарушение дисциплины на уроке; - нарушение дисциплины на уроке; - прогулы учебных занятий; - прогулы учебных занятий; - драки, грубость, сквернословие; - драки, грубость, сквернословие; - курение; - курение; - употребление спиртных напитков; - употребление спиртных напитков; - совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции; - совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции; - совершение преступления; - совершение преступления; - систематическая порча государственного и личного имущества; - систематическая порча государственного и личного имущества; - издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися; - издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися; - единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека; - единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека; - совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность. - совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.
3. Постановка на учет возможна: по заявлению классного руководителя; по заявлению классного руководителя; по заявлению администрации школы; по заявлению администрации школы; в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность; в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность; в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность. в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.
4. Предоставление документов для постановки на учет. Заявление классного руководителя Характеристика на учащегося Акт посещения на дому Информация о профилактической работе с несовершеннолетним Выписка оценок за текущую четверть
Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании. Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании. Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним. Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним. Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий. Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий. На учащегося заводится учетная карточка. На учащегося заводится учетная карточка.
Карточка учёта Муниципальное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Фамилия______________________________________ Фамилия______________________________________ Имя_______________________________ Имя_______________________________ Дата рождения_______________________ Дата рождения_______________________ Адрес______________________________ Адрес______________________________ Телефон____________________________ Телефон____________________________ ФИО матери_________________________ ФИО матери_________________________ _________________________ _________________________ ФИО отца___________________________ ФИО отца___________________________ _____________________________ _____________________________ Причины постановки на учёт: Причины постановки на учёт: ___________________________________________________________________ _________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _________________________________________________________
КАРТОЧКА индивидуальной работы с учащимся п/п Планируемое мероприятие Предполагаемая дата исполнения Ответственные Отметка об исполнении
Личное дело учащегося, требующего индивидуального подхода к обучению и воспитанию Дата заполнения________________ Фамилия______________________ Фамилия______________________ Имя__________________________ Имя__________________________ Отчество_____________________ Отчество_____________________ Дата рождения________________ Дата рождения________________ Национальность_______________ Национальность_______________ Домашний адрес____________________________________________ Домашний адрес____________________________________________ Состав семьи:_________________ Состав семьи:_________________ Мать_______________________________________ Мать_______________________________________ Ф.И.О._____________________________________ Ф.И.О._____________________________________ Место работы Место работы Отец_______________________________________ Отец_______________________________________ Ф.И.О.________________________________________ Ф.И.О.________________________________________ Место работы Место работы Педагогическая характеристика____________________________________________ Педагогическая характеристика____________________________________________ Психологическая характеристика___________________________________________ Психологическая характеристика__________________________________________________________________________________________________________________________ Причина постановки на учёт_______________________________________________ Причина постановки на учёт________________________________________________________________________________________________________________________________ Проводимая индивидуальная работа ( кем и что конкретно)_____________________ Проводимая индивидуальная работа ( кем и что конкретно)____________________________________________________________________________________________________ Инд.беседы______________________________________________________________ Инд.беседы______________________________________________________________ Посещения на дому_______________________________________________________ Посещения на дому_______________________________________________________ Приглашение Приглашение на Совет профилактики____________________________________________________ на Совет профилактики____________________________________________________ в КДН и ЗП при администрации Вознесеновского сельского поселения___________ в КДН и ЗП при администрации Шебекинского района_________________________ в КДН и ЗП при администрации Вознесеновского сельского поселения___________ в КДН и ЗП при администрации Шебекинского района_________________________ в ПДН ОВД Шебекинского района и г. Шебекино_____________________________ в ПДН ОВД Шебекинского района и г. Шебекино_____________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Посещение кружков по интересам и спортивных секции______________________ Посещение кружков по интересам и спортивных секции______________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
5. Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений. Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность родителей. Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность родителей. Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района. Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района. Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико- педагогического сопровождения. Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико- педагогического сопровождения. Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних. Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних.
6. Снятие учащегося с внутришкольного профилактического учета. Для того, чтобы снять с учета в результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить: Для того, чтобы снять с учета в результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить: Заявление классного руководителя Заявление классного руководителя Характеристику на несовершеннолетнего Характеристику на несовершеннолетнего Информацию о проделанной профилактической работе с указанием достигнутого результата Информацию о проделанной профилактической работе с указанием достигнутого результата Выписку оценок из классного журнала Выписку оценок из классного журнала
Психолого-педагогическая карта учащегося Ф.И.О.___________________________________________________ ______________________ Ф.И.О.___________________________________________________ ______________________ школа, класс ____________ школа, класс ____________ пол ________________ пол ________________ Классный руководитель ____________________________________ Классный руководитель ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________
Мудрые слова подросткам 1. Не бойся делать то, что не умеешь и чему тебя не учили. 1. Не бойся делать то, что не умеешь и чему тебя не учили. 2. Упал – начни сначала. 2. Упал – начни сначала. 3. Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то нескромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его жизни. 3. Без веры в себя нельзя быть сильным. Но вера в себя считается в обществе чем-то нескромным. Уладить это противоречие – одна из труднейших задач человека и его жизни. 4. В поисках истины свойственно ушибаться! 4. В поисках истины свойственно ушибаться! 5. Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от необходимости трудиться. 5. Нет никого в этой жизни, кто бы достиг состояния, освобождающего его от необходимости трудиться. 6. Новые шансы даются под видом неприятностей. Не упусти их! 6. Новые шансы даются под видом неприятностей. Не упусти их! 7. Пока ты недоволен жизнью, она проходит мимо. 7. Пока ты недоволен жизнью, она проходит мимо. 8. Если прислушаться к самому себе – можно услышать других. 8. Если прислушаться к самому себе – можно услышать других. 9. Не бывает безвыходных ситуаций! Бывают только ситуации, выход из которых нас не устраивает. 9. Не бывает безвыходных ситуаций! Бывают только ситуации, выход из которых нас не устраивает. 10. Если человек говорит, что у него нет проблем, стоит проверить его пульс. 10. Если человек говорит, что у него нет проблем, стоит проверить его пульс. 11. Всем людям свойственно ошибаться! 11. Всем людям свойственно ошибаться!