МБ ОУ СОШ 1 Система работы педагога- психолога с обучающимися начальных классов педагог-психолог Белова Т.Л.
План работы педагога-психолога по сопровождению учителей в ходе реализации ФГОС
Формы работы, мероприятия СрокиПланируемый результат Ответст- ные 1. Подготовительный этап (IV четверть) 1Проведение анкетирования учителей при помощи анкеты- опросника Апрель Выявление проблем и ресурсов Психолог 2Выступление с результатами анкетирования на совещании Май Предварительные результаты Психолог, админ-ция 3Составление ориентировочного плана работы психолога с учителями на следующий учебный год с учетом выявленных проблем Май План мероприятий на следующий год Психолог, администрация 4Просветительская работа по ФГОС (стенд, семинар, педсовет и т.д.) Май - июнь Разъяснение основных понятий по ФГОС Психолог, админ-ция 2. Адаптационный (диагностический) этап (I четверть нового уч.года) 1Ознакомление педагогов с результатами предварительного опроса по анкетам, планом работы психолога с детьми на текущий уч.год Сентябрь - октябрь Педсовет Психолог, админ-ция, педагоги, классные рук-ли 2Подготовка материалов для педагогов об особенностях возраста, психического развития и основных проблемах в обучении и воспитании В течение уч. года Пополнение информации через информационный стенд, сайт школы или класса Психолог, администрация, педагоги, классные рук-ли 3Выступления на МО учителей начальных классов В течение уч. года Информирование педагогов Психолог, админ-ция
Формы работы, мероприятия СрокиПланируемый результат Ответст- ные 3. Содержательный (коррекционный) этап (II-III четверть) 1Консультирование педагогов по текущим проблемам и другим вопросам, связанным с ФГОС Ноябрь- март Обучение педагогов на практике деятельностному подходу Психолог, педагоги, кл.рук-ли 2Помощь педагогам в разработке уроков по требованиям ФГОС, фиксация уроков на фото, видео, составление рекомендаций для педагогов по развитию УУД В течение уч. года Обучение педагогов на практике деятельностному подходу Психолог, педагоги, кл. рук-ли 4. Итоговый этап (IV четверть) 1Проведение анкетирования педагогов, участвующих во втором этапе мониторинга профессионально-общественного мнения относительно введения и реализации новых стандартов начального общего образования Апрель Получение информации об изменении отношения, ситуации. Анализ динамики процессов Психолог, админ-ция, педагоги, кл.рук-ли 2Корректировка плана работы с педагогами, исходя из полученных при анкетировании данных Май Составление плана работы на следующий учебный год Психолог
1. Личностные универсальные учебные действия 1.1. Действия самоопределения и смыслообразования Беседа о школе (модиф.методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) Проба на познавательную инициативу (чтение незавершенной сказки) Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха Универсальные учебные действия нравственно-этического оценивания Задание на норму справедливого распределения Задание на усвоение нормы взаимопомощи Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (Ж.Пиаже) 2. Регулятивные действия 2.1 Выкладывание узора из кубиков 2.2. Проба на внимание (поиск различий в изображениях) 3. Познавательные действия 3.1. Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска, 1952) Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова) 3.3. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера) 3.4. Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной) 4. Коммуникативные действия 4.1. Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)(интеллектуальный аспект общения): «Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997); «Братья и сестры» (Пиаже, 1997) Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию): Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман,) 4.3. Коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности: «Узор под диктовку» (Цукерман 1992).
Групповые методы диагностики: Тест Тулуз-Пьерона. Тест Равена (Серии А и В). Гештальт-тест Бендер. Тест «Рисунок семьи». Индивидуальные методы диагностики: Тест Тэммл, Дорки, Амен (ТДА). Тест Люшера. Кратковременная речевая память. Кратковременная зрительная память. Интуитивный речевой анализ-синтез. Речевые антонимы. Речевые классификации. Речевые аналогии. Произвольное владение речью. Интуитивный визуальный анализ-синтез. Визуальные классификации. Визуальные аналогии. Абстрактное мышление.
Ф.И._________________________Возраст_____Дата рожд-я_________ д/с __________Школа _____________ класс _____________
Показатель УУДМетодика Результаты Дошк.1 кл.(н.г.)1 кл.(к.г.) 1. Личностные универсальные учебные действия 1 Внутренняя позиция школьника«Беседа о школе» 2 Познавательный интерес и инициатива«Чтение незавершенной сказки» 3 Самооценивание«Атрибуция успеха/неуспеха» 4 Нравственно-этическое оценивание«Норма справедливого распределения» «Норма взаимопомощи» «Учет мотивов героев» 2. Регулятивные универсальные учебные действия 5 Пространственный анализ и синтез«Выкладывание узора из кубиков» 6 Установление сходств и различий«Проба на внимание» 3. Познавательные универсальные учебные действия 7 Установление взаимно однозначного соответствия «Построение числового эквивалента» 8 Дифференцирование предметной и речевой действительности «Проба на определение количества слов в предложении» 9 Кодирование с помощью символов «Кодирование» 4. Коммуникативные универсальные учебные действия 12 Учет пространственной позиции собеседника «Левая и правая стороны» 13 Учет социальной позиции собеседника«Братья и сестры» 14 Умение сотрудничать«Рукавички» 15 Планирующая и регулирующая функция речи «Узор под диктовку»
Личностные УУД Мотивация учебной деятельности УровеньФ.И.Анализ и рекомендации Высокий Выражены учебно-познавательная и социальная мотивации. Формируются познавательные мотивы и интересы. Сформированы учебные мотивы - желание учиться, желание выполнять действия согласно школьному распорядку. Рекомендации: включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов Средний Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная мотивации. Частично сформированы познавательные мотивы и интересы. В стадии формирования учебные мотивы Рекомендации: организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию Низкий Неадекватная мотивация (внешняя, социальное одобрение) Преобладает плохое настроение. Учебный материал усваивает фрагментарно. К занятиям интерес не проявляет Рекомендации: консультация специалистов; организация успеха в рамках учебной программы. Познавательные УУД Логическое мышление УровеньФ.И.Анализ и рекомендации Высокий Ребенок владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности Рекомендации: проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах. Средний Ребенок владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам Рекомендации: коррекционная работа по выявленным нарушениям Низкий Не сформированы логические операции. Ребенок фактически не умеет работать по правилу. Он может его вызубрить, но не умеет применять и делает ошибки. Может использовать правило только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способен выполнить аналогичные задания. Рекомендации: консультации специалистов, коррекционная работа по выявленным нарушениям
Циклограмма мероприятий УУД Характери стика УУД Инструментарий Методы Периодично сть проведения Сроки проведен ия 1 Самопознание и самоопределение Самооцен- ка Тест на определение самооценки «Лесенка» (1-4 классы) Тестирование 1 раз в год Март - апрель 2 Смыслообр азование Мотивация Беседа о школе (1 кл) Сформированность познавательных интересов и инициативы (1 кл) Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (1 кл) Опросник мотивации (1-4 кл) Беседа тестирование 1 раз в год Сентябрь -октябрь Март - апрель 3 Нравственн о-этическая ориентация Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»(1-2 кл) «Незаконченные предложения» (3-4 кл) Анкетирование 1 раз в год Ноябрь- декабрь 4 Регулятивн ые УУД Контроль Рисование по точкам (1 кл) Корректурная проба (2-4 кл) Тестирование 1 раз в год Февраль - апрель 5 Познавател ьные УУД Логиче- ские УУД Найди отличия (1 кл) Проба на определение количества слов в предложении (1 кл) Выделение существенных признаков(2 кл) Логические закономерности (3 кл) Исследование словесно-логического мышления (4 кл) Тестирование 1 раз в год Февраль - апрель 6 Коммуника тивные УУД «Рукавички» (1-2 кл) «Левая и правая сторона»(1 кл) «Узор под диктовку» (1 кл) «Совместная сортировка» (4 кл) «Дорога к дому» (4 кл) «Кто прав?» (4 кл) Тестирование Беседа Тестирование Беседа 1 раз в год Февраль - апрель 7 Все УУД Все дополнительные методики Анкетирование, беседа, тестирование 1 раз в год Сентябрь - апрель
Спасибо за внимание!