Изобразительное искусство Средних веков
Основное назначение искусства Средневековья сводилось к внешнему и внутреннему украшению храмов. Подчиненное влиянию церкви, оно последовательно рассказывало верующим историю мира от Сотворения до Страшного суда. Главные архитектурные сооружения романского стиля Монастырь- крепость Храм- крепость Замок- крепость
Библейские сюжеты сплошь покрывали стены, опоры, своды, арки и потолки, легко «читались» прихожанами. Фигуры, расположенные в узком пространстве, не передавали ощущения глубины. Плоские, почти бестелесные на белом или цветном фоне, они как будто парили в пространстве храма, создавая торжественную и красочную атмосферу.
Масштабы фигур были разными, размеры фигур зависели от их иерархической зависимости. Фигура Христа обычно возвышалась над ангелами и апостолами, которые в свою очередь выглядели намного крупнее изображений простых смертных.
Фресковые росписи романского периода почти не сохранились, причина – техника живописи. Водяные краски на клеевой основе наносились тонким слоем на мокрую или сухую штукатурку. Эти хрупкие слои легко подвергались разрушению. Главные росписи были сосредоточены в алтарной части. В центральной аспиде помещали Христа во славе, рядом с ним символические изображения четырех евангелистов: Матфей – агнец, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел. Образ Христа величав и суров, он и властелин, и судья, и защитник, и Вседержитель, внушающий страх грешникам. Эти хрупкие слои легко подвергались разрушению. Главные росписи были сосредоточены в алтарной части. В центральной аспиде помещали Христа во славе, рядом с ним символические изображения четырех евангелистов: Матфей – агнец, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел. Образ Христа величав и суров, он и властелин, и судья, и защитник, и Вседержитель, внушающий страх грешникам. Христос во славе. Роспись в Шартрском соборе гг. Франция.
Нередко в апсиде помещали и фигуру Богоматери, культ которой особенно широко распространился начиная с XII в. Ниже располагались апостолы, ангелы и святые. Мадонна с веретеном. Испания. 12 в. Мадонна с веретеном. Испания. 12 в.
Скульптура романского стиля 1. Скульптура декоративной пластики
2. Возрождение круглой скульптуры В рельефах церквей человеческие фигуры, лишённые материальности, пропорции фигур нередко нарушены, лица обобщены, в них отсутствуют портретные характеристики. Тщательно прорабатываются складки одежды – материя то прилипает к телу, то развивается.
Фигуры выглядят естественно просто и реалистично. Наивные в своей первозданной красоте, они таят в себе нечто очень важное и невысказанное. Скупые жесты (руки по правилам нельзя отрывать от тела) удивительно разнообразны, лица оживлены индивидуальными чертами, в них передан мир глубоких душевных переживаний. Скульптурный рельеф церкви монастыря Сен - Пьер в Муссаке.
Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, с рогами, копытами и хвостами, огромные львы, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи. Химеры. Скульптура собора в Шартре. Середина 12 в. Франция
Демон, низвергнутый в ад. Рельеф капители колонны из собора в Отёне, Франция. Центральный столб в церкви аббатства Сент-Мари. Суйак, Франция
Основной темой романской скульптуры было прославление Бога.
Вершиной романского искусства является скульптура королевского портала собора в Шартре (середина XII в., Франция). Особенно выразительна композиция «Христос во славе» на центральных воротах собора. Образ Христа, спокойно восседающего на троне, исполнен торжественности и в то же время сердечной мягкости. Перед нами не грозный судия, а добрый пастырь, милостиво благословляющий своих детей. Прекрасно одухотворенное лицо Спасителя. Расположенные вокруг Христа символы евангелистов – агнец, орел, лев и бык – не внушают страха, напротив, - это мирные стражи и верные помощники Бога.
Нотр-Дам-де-Шартр. Дверь – это переход из одного пространства в другое, из мирского в священное. Смысл имеет и размер двери: «Входите тесными вратами, потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их». Ступени – символ восхождения к Богу. Три портала – символ Святой Троицы. Портал – вход в собор
ТИМПАН – углублённая часть арки над входом
Этот сюжет повторяется и в рельефе церкви Сен-Трофим в Арле. Франция. Сен-Трофим в Арле. Франция.
Христос. Скульптура собора в Шартре гг. Франция гг. Франция. Скульптура собора в Шартре. 12 в.Франция. Фигуры в Шартрском соборе изображают античных ученых, даже одеты в подобия греческих хитонов, - но какие у них «плебейские», морщинистые лица крестьян и как они усердно гнут спины над своей работой.
Страшный суд. Собора Сен – Лазар в Отене – 1140 гг. Над порталом церквей часто помещались изображения Страшного суда. Идея возмездия и справедливой кары владела воображением: романский бог – это не тот парящий высоко над миром Воздержитель, которого создавали византийцы, но судья и защитник. Над порталом церквей часто помещались изображения Страшного суда. Идея возмездия и справедливой кары владела воображением: романский бог – это не тот парящий высоко над миром Воздержитель, которого создавали византийцы, но судья и защитник. Романское искусство кажется грубым и диковатым, но оно непосредственно и в нем есть искренняя и пылкая экспрессия. Романское искусство кажется грубым и диковатым, но оно непосредственно и в нем есть искренняя и пылкая экспрессия. Страшный суд (деталь рельефа собора Сен – Лазар в Отене) – 1140 гг.
Химеры. Собор Нотр-Дам де Пари. Франция. XII – XVI вв. Скульптура готики
Собор в Реймсе. Франция.Химеры. XII в.
Из всех видов изобразительного искусства готики скульптуре принадлежит особое место. Она самым тесным образом связана с архитектурой. Религиозная тематика по- прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. «Дева неразумная». Собор в Магдебурге. Германия. XIII в.
Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более свободно.Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более свободно. Центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность. Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний.Центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность. Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний. Мадонна с младенцем из Ломнички. Чехия. Дерево г.Мадонна с младенцем из Ломнички. Чехия. Дерево г.
Из предмета религиозного культа в романских соборах скульптура превращается в возвышенные и одухотворенные образы. Погруженные в задумчивость, торжественно-величавые, герои готической скульптуры во многом напоминают благородных средневековых рыцарей. Марбургский всадник – 1250 гг. Национальный музей истории. Марбург, Германия.
Так высятся они немой загадкой (сами себе и вечности сродни); (сами себе и вечности сродни); и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они, и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они, и сразу замирает, недвижим, и сразу замирает, недвижим, обогнанный столетьями на воле. обогнанный столетьями на воле. Их держат в равновесии консоли, Их держат в равновесии консоли, где целый мир, но он неведом им,- где целый мир, но он неведом им,- мир спутанный, без собственной опоры, мир спутанный, без собственной опоры, где атлет и зверь трясутся оба где атлет и зверь трясутся оба и, корчась никогда не сходят с мест…. и, корчась никогда не сходят с мест…. Э.М.Рильке. «Портал». Э.М.Рильке. «Портал». Скульптура собора в Бамберге. Германия.
Отважен и благороден «Всадник» собора в Бамберге, готовый к участию в рыцарском турнире в честь Прекрасной Дамы. Скульптура собора в Бамберге. Германия.
ГОТИЧЕСКИЙ СОБОР В РЕЙМСЕ (13 в.), Собор, видевший коронацию 26 французских монархов, величественный памятник французской готики. Собор, где камень превратился в кружево…
ГОТИЧЕСКИЙ СОБОР В РЕЙМСЕ (13 в.), Скульптура Реймсского собора принадлежит к лучшим созданиям готического искусства. Количество скульптур огромно: это десятки тысяч рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи соборов.
Святые, рыцари, монархи, ремесленники и ангелы. Бессменные и вечные небесные стражи, охраняющие храм, они стоят в башенках по всему периметру собора. Наверное, поэтому Notre-Dame de Reims и называют «собором ангелов».
Смиренно застыли в молитвенных позах перед фигурами Христа и Богоматери, чему-то загадочно улыбаясь, ангелы на западном фасаде собора в Реймсе во Франции. XII – XIV в. Франция.
Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся к подлинным шедеврам мировой скульптуры. Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» - будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, каждая погружена в свои мысли, думает о будущем предназначении.
Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к зарождающейся в ней новой жизни. Мягкий овал девичьего лица Марии, грациозный наклон головы, маленькая брошь на груди, книга Священого Писания в руках – все эти детали создают один из самых пленительных и обаятельных образов в искусстве средневековой готики.
Искусство витража На смену фреске в изобразительном искусстве готики приходит витраж, изображение которое составляется из кусков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками. Витражи были не только живописным украшением интерьеров, они выполняли роль окон и служили основным источником света, в готических соборах. Витражи были не только живописным украшением интерьеров, они выполняли роль окон и служили основным источником света, в готических соборах. Свет, проникая в храм, играет, переливается, вибрирует всеми цветами на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное настроение, воплощая мечту о чуде. Перед глазами верующих действительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами».
Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая роза, в вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника. Излюбленный орнамент витражных окон готики – так называемая роза, в вычурном орнаменте которой использовался мотив многолистника. Окно – роза в церкви Сен-Дени. 12 век. Франция.Окно – роза в церкви Сен-Дени. 12 век. Франция. Секрет долговечной яркости и сияния витражных окон не разгадан до сих пор, что окутывает их легкой таинственной дымкой.
Окно – роза в соборе Нотр-Дам де Пари. Франция вв. Витражи собора Нотр-Дам де Пари. Франция
Один из самых величественных и прекрасных витражных ансамблей Средневековья XII – XIV вв. находится в Шартрском соборе. В его главной композиции представлена Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. Благодаря сияющим краскам это традиционное изображение приобретает ликующе- торжественный характер. Восседающую на троне Богоматерь славят расположенные по сторонам ангелы. Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях. XII – XIII вв. Витраж собора в Шартре. Франция.
Витражи «Ангел»и «Мастера» собора в Шартре. Франция.
Домашнее задание Гл.14, Составить таблицу: Характерные черты скульптуры Романского стиля и Готики. Скульптура Романского стиля Скульптура Готики