«Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины»
Рассказ – воспоминание…
(15 марта 1937)
И, чтоб после себя не корить В том, что сделал кому-то больно, Лучше добрым на свете быть, Злого в мире и так довольно. Э. Асадов Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б. Пастернак
жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого.
отзывчивое отношение к чужому чувству, к несчастию
готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия
система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей.
нервное состояние, недовольство и злость
совокупность высоких моральных качеств
свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными
Как вы думаете, к кому обращен рассказ Распутина? Почему так рано, в 11 лет, началась самостоятельная жизнь писателя?
Почему мальчик оказался в райцентре? Почему он не убежал в деревню?
«Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы…» Что означает это признание мальчика? Какие испытания ожидали его?
И, если ты истинный человек, Борись, не страшась ни клевет, ни мнений, Чтоб никогда и нигде вовек Не предавать своих убеждений.
В чём вы ощутили войну в «Уроках французского»? Почему Вадик и Птаха избили героя? Почему мальчик стал играть в «чеку»?
Почему мальчик, которого так «проучили», которому не на кого рассчитывать, вновь приходит в компанию Вадика, где его снова изобьют? Как говорит у Распутина рассказчик? Как движется фраза, каковы её опорные слова? Ключевые слова – глаголы состояния «Я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, меня зудило посмотреть…»
настоящая учительница В.Г. Распутина - прототип героини в рассказа "Уроки французского".
В. Гальдяев
Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
1.Валентин. 2.Добрый, ответственный. 3.Голодает, выживает, учится. 4.Мальчик, несущий уроки добра. 5.Человек.
1. Лидия Михайловна 2.Добрая, умная. 3.Обучает, воспитывает, помогает. 4. Отдает тепло своей души. 5.Человек.
1. Василий Андреевич 2.Чёрствый, строгий 3.Карает, наблюдает, вмешивается 4. Считает поведение учителя преступлением 5.«Сухарь»
Так что же такое «Уроки французского» Валентина Распутина? «УРОКИ ДОБРОТЫ», АНТИТЕЗА ЖЕСТОКОСТИ И ДОБРОТЫ, АПОФЕОЗ (ВЫСШАЯ ТОЧКА) МАЛЬЧИШЕСКОГО ДОСТОИНСТВА И БЛАГОРОДСТВА.
Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. (Л. Толстой) Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. (В.А. Сухомлинский) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л.Н. Толстой) Тот, кто сеет зло, пожинает раскаянье. (Саади) Если не хочешь знать страха, не чини зла. (Кабус) Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх. (Сенека) Жизнь злых людей полна тревог. (Дидро) Ни один злой человек не бывает счастлив. (Ювенал)