ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (Из опыта работы учителя)
«комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени…» Что такое «проект»?
Проектная деятельность: Направленность на достижение конкретных целей Координированное выполнение взаимосвязанных действий Ограниченная протяжённость во времени в определённой степени неповторимость и уникальность
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТ Учебно- познавательная Исследовате льская творческая игровая
Единые технологии Продуктивное чтение Проектная технология Техно-проблемный диалог Технология оценивания
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Общеучебные организационные умения Цели проектной деятельности Определение способов контроля и оценки деятельности определение причин возникающих трудностей, путей их устранения ; предвидение трудностей нахождение ошибок в работе и их исправление
Общеучебные умения поиска сведений Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
. Творческие обще-учебные умения Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации
Применение полученных знаний Практические обще-учебные умения Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе. Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.
Привлечение родителей Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой. Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них. Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Цели проектной деятельности проекты успех организация действий, общение родители применение знаний поиск сведений творчество
Тема учебного проекта «Детские журналы»
«Путешествие по страницам детских журналов: история и современность»
развитие творческих, познавательных способностей младших школьников расширение читательского и культурного кругозора учащихся Дидактические цели проекта:
-сферу самостоятельной деятельности -приобретение знаний из различных источников информации -сферу культурно - досуговой деятельности Какие компетентности формирует проект:
побуждать учащихся к использованию различных источников информации для решения поставленной проблемы развивать поисковые, коммуникативные, презентационные умения учащихся формировать навыки проектной деятельности Методические задачи проекта:
1.Мотивационно-целевой этап: определение социально-значимой задачи проекта; целеполагание, погружение в проект Этапы проекта
Исследование: Какова история первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума»? С какими детскими журналами вы незнакомы? Какие новые рубрики появились в журнале «Детское чтение для сердца и разума»? Какие вопросы жизни класса должны обязательно освещаться в нашем журнале? Каким должен быть дизайн журнала? 2. Планирование действий по разрешению проблемы.
Экскурсия в школьную библиотеку «Презентация детской периодической печати»
Урок внеклассного чтения «Мой любимый детский журнал»
Заочная экскурсия в типографию
Самостоятельные исследования учащихся в проекте: История первого детского журнала: знакомство за страницами учебника.
Составление перечня современных детских журналов на основе дополнительных источников информации.
Изучение интересов одноклассников с целью определения содержания будущего журнала Проведение социологического опроса среди членов семьи: «Любимые детские журналы родителей, бабушек и дедушек?»
Организационно-деятельностный этап (практический). Самостоятельная работа детей Консультации с учителем
Авторский коллектив Сочинение статей к рубрикам «Разноцветная полянка», «Обо всем на свете», «Что мы видели в лесу», «Поэтическая страничка», « «Весёлая математика»…
Издатели. 1. Подбор и оформление нравоучительных статей; 2. Подбор материала и оформление рубрик.
Художники-оформители Подготовка обложки будущего журнала. Подбор иллюстраций к рубрикам.
Итоговый (рефлексивный) Взаимооценка деятельности (устное обсуждение, письменное анкетирование) Оценка результативности Обмен впечатлениями «Что я узнал нового? Чему научился?»
Заключительный: презентация журнала «наш ЕРОЛАШИК»
Сколько новых детских журналов! Трудно… но интересно! Теперь у нас есть свой псевдоним!!! Очень понравилось работать над журналом. Наши журналы самые лучшие! Хороший опыт: умеем создавать свои журналы!
Дорогие ребята! В 2014 году журналу «Детское чтение для сердца и разума» исполняется 229 лет! В юбилейный для журнала 2015 год мы, авторский коллектив, решили подготовить за лето к выпуску еще один журнал, над каждой личной страничкой все мы поработаем с любовью и вдохновением! Впереди творческое лето!
Спасибо за внимание!