Цель исследования: выявить эффективные формы и методы формирования знаний о ЗОЖ у младших школьников. Объект исследования: знания о здоровом образе жизни. Предмет исследования: формы и методы формирования знаний о ЗОЖ. Гипотеза исследования: Формирование знаний о ЗОЖ будет успешным при использовании методов и приёмов, соответствующих возрастному развитию младших школьников, а именно игры, викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования. Методы исследования: Наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент
Образ жизни - это устойчивый, сложившийся в определенных общественно - экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения. Здоровье - это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.
Составляющие: научные знания; медико-профилактические меры; рациональный режим дня, труда и отдыха; двигательная активность; правильно организованное питание; отсутствие вредных привычек.
Компоненты формирования здорового образа жизни у младших школьников: отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию; отказ от чрезмерного увлечения компьютером.
Факторы, формирующие здоровый образ жизни и способствующие укреплению здоровья школьников: рационально организованный режим дня; сбалансированное питание; оптимальный двигательный режим; занятия по физической культуре на открытом воздухе; закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка; регулярное качественное медицинское обслуживание; благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия; пример семьи и педагогов.
Методы и приемы формирования знаний о ЗОЖ: «урокам здоровья»; практические занятия; беседы; чтение; рисование; наблюдение за природой; игры; проектная деятельность детей.
Проект «Сохранение здоровья» «Весёлые старты» Спортивный час на лыжах Беседа «Глаза, уши, язык, нос – наши умные помощники» Физкультминутка по сохранению зрения Создание портфолио
Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.
Основные критерии сформированности знаний у младших школьников о здоровом образе жизни : Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении. Овладение навыками, приемами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации, получаемой из газет и журналов, радио, телевидения, интернета. Проявление потребности в выполнении санитарно – гигиенических норм.
Мониторинг знаний о здоровом образе жизни Уровень знаний до проекта (октябрь) После проекта (март) Кол-во чел проценты Кол-во чел.проценты Высокий 525%1155% Средний 1155%945% низкий 420%00% Уровень знаний до проекта (октябрь) После проекта (март) Кол-во чел проценты Кол-во чел.проценты Высокий 630%1260% Удовлетворительный 1050%840% неудовлетворительный 420%00% Уровень знаний о здоровом образе жизни Уровень знаний о строении и функциях организма человека
Выводы: валеологизация учебного процесса учащихся класса, принесла положительные результаты по формированию у детей здорового образа жизни, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о здоровом образе жизни, о значении ведения здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья. Использованные нами формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни были эффективными.