Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ 9 класс Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ «Любанская СОШ Тосненского района Ленинградской области» Короткова Елена Николаевна
Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста. Задачи урока: 1. Повторить приемы сжатия текста. 2. Отработать приемы сжатия текста на практике. 3. Повторить особенности публицистического текста. 4. Познакомить с текстом на литературную тему. 5. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» 1. Внимательно прочитайте текст и выделите в нем важные, необходимые мысли. 2. В каких словах заключена главная мысль. 3. Разбейте текст на части (микротемы) и сгруппируйте его вокруг существенных мыслей. 4.Подумайте, какая информация в каждой части является второстепенной, от каких подробностей можно отказаться.
Приемы сжатия текста Исключение подробной информации Выделяем главное; убираем подробности. Обобщение частной информации Вычленяем единичные существенные факты; объединяем их в одно целое; подбираем подходящие языковые средства; составляем новый текст.
Задачи публицистического стиля: 1. Передача информации; 2. Воздействие на читателей или слушателей.
Языковые средства публицистического стиля: вводные слова; антитезы; повторы; восклицательные предложения; предложения побудительного характера
Жанры публицистики: газетная статья; журнальная статья; очерк; репортаж; фельетон; ораторская речь; судебная речь; выступление на радио, телевидении; доклад; рекламный текст (слоган)
Публицистическое письмо Письмо – жанр публицистики. Публицистические письма освещают социальное положение определенного среза истории, являются выразителями духовного и морального состояния людей определённой эпохи. Размышления автора письма способствуют формированию и укреплению общественного мнения. Опубликованное письмо становится достоянием широкой публики и влияет на вкус и мировоззрение читателей.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906, Санкт Петербург , Санкт-Петербург) - советский и российский филолог, искусствовед, академик РАН. Автор трудов, посвящённых русской литературе и русской культуре
Изложение Подробное максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности Сжатое кратко, в обобщённой форме, передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения
Микротемы к тексту 1. Грубость в языке и поведении человека свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и жестокости. 2. Сильный человек силён своим благородством и великодушием. 3. Учиться хорошей речи – долго, но необходимо, поскольку речь – важнейшее свойство личности.
Домашнее задание: Написать публицистическое письмо на одну из тем: Влияние книг на наше развитие Прозвища Что важнее: воспитание или образование?