Структура музыкальной речи (Музыкальная форма)
Общее представление о форме в различных видах искусства (литературе, живописи, архитектуре, музыке). Форма (построение музыки) как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Происхождение и значение термина «форма». Законы восприятия формы в различных видах искусства. Вопросы по теме:
Д.Д.Шостакович ( ) Тема «Нашествия фашистов» из Ленинградской Симфонии 7, 1 ч.
Ф.Рокотов ( ) Портрет Александры Петровны Струйской (Озерова) ( ) Заболоцкий Николай Алексеевич ( )
Простые музыкальные формы. Общая характеристика. Одночастная простая. Область применения. Двухчастная простая музыкальная форма. Общая характеристика. Связь принципа двух частности в музыке с жизненными явлениями, с произведениями литературы, с пространственными видами искусства. Типы двухчастной формы: куплетная, контрастная, репризная.
Со вьюном я хожу Русская народная песня. 1. Со вьюном я хожу, С золотым я хожу, Я не знаю, куда вьюн положить, 2. Положу я вьюн, Положу я вьюн, Положу я вьюн на правое плечо, Положу я вьюн на правое плечо. 3. А со правого, А со правого, А со правого на лево положу, А со правого на лево положу.
П.И.Чайковский ( ) Главная мелодия из Маршевого эпизода III части Патетической Симфонии 6.
Картина «Переход Суворова через Альпы»
Песня Сольвейг из драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт»
Шаинский Владимир Яковлевич (1925 г/р)
Дети любят рисовать. Сл. Успенского, муз. В.Шаинского. 1. Вот мы взяли краски в руки И не стало в доме скуки. Чтобы было веселей, Яркой краски не жалей! Припев. Это правда Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне! 2. Вот вам тётя дарит пышку, Рядом кот, он ловит мышку. Но никто не разберёт, Где же тётя, где же кот. Это что же за зверюшка: Много ног, одна макушка? То ли зверь сороконожка, То ли очередь в ларёк
запев припев +
Осень дождь солнце дождь
«Хлопай в такт, друг»
музыка Дж. Гершвина, слова Айры Гершвина. I.Хлопай в такт друг! Выйди к нам в круг! Танцы ждут нас, танцы ждут нас! Праздник наш в разгаре, Гостем будь и ты на нём! Хлопай в такт друг! Выйди к нам в круг! Наш пришёл час, наш пришёл час! Ноги не жалей, Пусть жжёт нам тело кровь огнём. II.Пусть пока твоя жизнь не лучшего сорта, Свои заботы, Не забудь оставить за бортом, Ты пошли их к чёрту! Хлопай в такт друг! Выйди к нам в круг! Танцы ждут нас, танцы ждут нас! Праздник наш в разгаре, Гостем будь и ты на нём!
а + а 1 С + а 1 +
Трехчастная. Простая музыкальная форма. Общая характеристика. Область применения. Выразительные возможности простой трёхчастной формы. Форма рондо. Значение слова «рондо». Связь этой музыкальной формы со средневековой французской поэзией. Строение формы «рондо» в музыке. Историческое значение и применение в музыке. Музыкальная форма вариации. Значение термина «вариации». Общая характеристика. Строение формы, типы вариаций. Область применения вариационной формы.
М.И.Глинка ( ) «Иван Сусанин» Ария Ивана Сусанина
Со вьюном я хожу Русская народная песня. 1. Со вьюном я хожу, С золотым я хожу, Я не знаю, куда вьюн положить, 2. Положу я вьюн, Положу я вьюн, Положу я вьюн на правое плечо, Положу я вьюн на правое плечо. 3. А со правого, А со правого, А со правого на лево положу, А со правого на лево положу.
А + А 1 + А 2 А + А 1 + А 2 + А 3