Дидактический материал по русскому языку, 3 класс. Упражнения в определении падежей Выполнила: Устинова А.А., учитель начальных классов
Что где? Дер.во прячет корни в з.мое. Искры таятся в тёплой з.ле. В жёлуде зрелом спрятан дубок. В белой скор луке спрятан желток. (О. Д р и з) Вставь пропущенные буквы!
Что где? Дерево прячет корни в земое. Искры таятся в тёплой золе. В жёлуде зрелом спрятан дубок. В белой скорлупке спрятан желток. (О. Д р и з) Выпиши словосочетания с существительными в предложном падеже.
В каком предложении слово кот употреблено в именительном падеже? Выпиши словосочетания, в которых слово кот употреблено в остальных падежах. У норы добычи ждёт, Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая и та, Видя грозного кота, Убежит в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там сидит и в темноте Вспоминает о коте. (А. Грачёв)
Составь и напиши словосочетания с существительными п родительном падеже, употребляя данные предлоги. Добрался (до) город; слетел (с) голова; вылетел (из) гнездо; написал (без) ошибка; приготовил (для) брат; посидел (у) ручей; отплыл (от) берег; вырос (около) забор. Подчеркни предлоги. Какие предлоги употребляются только с родительным падежом? Как пишутся предлоги с существительными?
Прочитай. 1) С песней работа спорится. 2) Река начинается с ручейка. 3) С другом можно разделить и радость и беду. 4) Самое доброе в жизни связано с улыбкой матери. 5) Осень приходит с урожаем. 6) Октябрята дружат с книгой. 7) Родина начинается с родного дома. 8) Труднее спуститься с дерева, чем влезть на него. 9) Вместе можно сдвинуть с места любое дело. Выпиши предложения, в которых существительные с предлогом с употреблены в родительном падеже. С каким падежом ещё употребляется предлог с?
Прочитай. Школьники охраняют родную природу. Они берегут лес от пожара. Юный натуралист защитит и яркую бабочку, и жаворонка, и муравья. Зимой он принесёт корм в лес. Ребята спасают птиц и зверей от зимней стужи и голода. Спиши. Подчеркни существительные в винительном падеже. В первом предложении обозначь буквой части речи.
Спиши. Подчеркни существительные в дательном падеже. 1)Рыбе нужна чистая вода, птице необходим простор, а зверю лес, степь, горы. 2)Свет и вода необходимы и дереву, и кустарнику, и траве. А всем огородным растениям нужна ещё и хорошо обработанная почва.
Составь и напиши словосочетания, изменяя существительные по смыслу. Дружит с (природа); нашёл под (дерево); лисичка со (скалочка); находился за (река); вертится перед (зеркало); ползал между (корни); пролетел над (поле); положил под (подушка). Подчеркни предлоги, которые употребляются только с существительными в творительном падеже.
Похвалили Полдня рисовал я Красавца коня, И все за рисунок Хв.лили меня. Сначала мне мама Сказала словес?ко: - Ч.десная, Мишенька, Вышла овес?ка! Но с тем же рисунком Я к папе пошёл; И папа сказал мне: - Отличный к.зил! Потом похвалила Малышка-с.стрёнка: Ты очень хорошего Сделал к.тёнка! И братец мой старший Меня похв.лил Зевнул и сказал: - Неплохой крокодил. (В. Серова)
(Д.п.) Подарить (школа); побежать (земля); радоваться (солнце); приказать (воины); плыть (озеро); поехать (друг); прислушаться (совет); гулять (парк). (Т.п) Дружит с (природа); нашёл под (дерево); лисичка со (скалочка); находился за (река); вертится перед (зеркало); ползал между (корни); пролетел над (поле); положил под (подушка). (П.п.) Думать (музей, школа); сидеть (крыша, холм); жить (полюс, граница); рассказать (зоопарк).
Рефлексия Узнал что-то новое Научился Расстроился Получил радость Удивился Ничего не понял Я