Психологическое сопровождение по подготовке выпускников к итоговой аттестации
Цель: оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса в период подготовки к итоговой аттестации
Задачи: 1. отработка навыков психологической подготовки выпускников к экзаменам 2. обучение педагогов стратегии поддержки учащихся группы риска в период подготовки к итоговой аттестации 3. ознакомление родителей со способами психологической поддержки учащихся
Анкета «Готовность к ЕГЭ» Класс 11 «А» Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Знакомство с процедурой -58%42% Уровень тревоги 10%73%17% Навыки самоконтроля 23%64%13%
Краткая психологическая характеристика: обычно таких детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных»; у таких детей часто неустойчивая работоспособность; они могут часто отвлекаться. Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА: непроизвольные дети при вполне достаточном уровне знаний могут нерационально использовать время. Стратегии поддержки: обратить внимание на время, отведенное для выполнения экзаменационной работы, чтобы обучающийся смог правильно распределить его на каждое задание. важно научить таких детей использовать для саморегуляции деятельности различные предметы (часы для правильного распределения времени; линейка, указывающая нужную строку и т.д.). Ученики, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
Изучение предэкзаменационной тревожности учащихся Класс Высокий СреднийНизкий 9А-79%21% 9Б-63%37% 11А22%62%16%
Краткая психологическая характеристика: часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное; задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли; часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы. Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА: отсутствие эмоционального контакта со взрослым; оценочная ситуация. Стратегии поддержки: нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов; создавать ситуацию успеха, поощрения, поддержания. Тревожные учащиеся
Изучение логического мышления (аналогии) учащихся Класс Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий 9А-26%32%26%16% 9Б--43%38%19% 11А-22%56%22%-
Изучение ведущего канала восприятия информации учащихся Класс Аудиал ВизуалКинестетик 9А42%63%58% 9Б38%81%50% 11А44%72%61%
Краткая психологическая характеристика: У человека три основные модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная),кинестетическая (тактильная). У каждого человека одна из этих модальностей является ведущей, определяющей доминирующий способ получения и переработки информации. Аудиал: ведущая модальность – слуховая (лучше воспринимает устную информацию). Визуал: ведущая модальность – зрительная (лучше усваивает наглядную информацию). Кинестетик: ведущая модальность – тактильная (лучше усваивает информацию через практическую работу). Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА: ГИА имеет исключительно визуальную форму (за исключением изложения для 9-х классов). Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков. Стратегии поддержки: аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух; кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Аудиалы и кинестетики
Изучение типа мышления учащихся Класс Левое полушарие (мыслитель) Правое полушарие (художник) 9А58%42% 9Б63%37% 11А56%44%
Правополушарные учащиеся Краткая психологическая характеристика: богатое воображение; хорошо развитое образное мышление; прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения. Основные трудности, возникающие при прохождении ГИА: затруднения при необходимости четко логически мыслить; трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях; деятельность прохождения тестирования левополушарная по своей сути. Стратегии поддержки: необходимо задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки; возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, там, где требуется развернутый ответ.
Выявление детей «группы риска»: в результате наблюдений; по итогам экспертной оценки педагогами; по итогам фронтальной плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах, или по материалам психолого-педагогического сопровождения.
Разработка индивидуальной стратегии подготовки: Анализ особенностей учебной деятельности (диагностика и самоанализ индивидуальных достижений обучающихся в учебной деятельности). Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов.
Тематическое планирование для учащихся Что такое экзамен и что он значит для меня. Как психологически подготовиться к ГИА. Как справиться со стрессом на экзамене. Способы снятия нервно-психического напряжения. Развитие внимания, памяти. Как управлять своими эмоциями. Способы подготовки к экзаменам.
Формы и методы работы психолога с детьми Групповые занятия – практикумы в рамках тренингов и курсов. Мини-лекции, методы арт- терапии, релаксационные упражнения, игровые методы (снятие эмоционального напряжения). Индивидуальные консультации с использованием психодиагностики. Формулировка рекомендаций. «Мозговой штурм», дискуссия (оценка обоснованности страхов и опасений перед сдачей ГИА).
Тематическое планирование для родителей Что такое ЕГЭ. Как помочь ребенку сдать экзамены. Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу. Как помочь ребенку организовать режим дня для подготовки к экзаменам. Индивидуальные консультации для родителей «Психологическая готовность учащихся к предстоящим экзаменам.
Направления работы с родителями: Обозначение распределения ответственности между родителями и школой. Формирование у родителей реалистической картины ГИА. Коррекция нереалистических ожиданий родителей от результатов ГИА детей. Снятие эмоционального напряжения родителей.
Формы работы с родителями Фронтальные: тематические родительские собрания, практикумы. Индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником).
Тематическое планирование для педагогов Стресс в работе учителя. Обучение методам релаксации. Психологическая поддержка учащихся во время подготовки к ГИА. Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью выработки оптимальной стратегии по подготовке учащихся к ГИА.
Эмоциональный настрой Существует определенный уровень тревоги, оптимальный для организации деятельности, но очень высокий уровень волнения мешает учебной деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением. Эмоциональный настрой играет важную роль при подготовке и прохождении ГИА, т.к. период экзаменов для большинства выпускников является очень тревожным.
Logo ВЫПУСКНИК ПСИХОЛОГ РОДИТЕЛИ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ УЧИТЕЛЯ «Мы вместе помогаем нашим детям подготовиться к экзамену»
«Когда мы держим голову высоко и говорим себе, что у нас всё хорошо, мы своими положительными мыслями притягиваем в нашу жизнь благополучие». К. Ниши Удачи на экзаменах и в жизни!