Управление введением ФГОС НОО Нормативно - правовое обеспечение Финансово - экономическое сопровождение ФГОС НОО Кадровая политика Информационное обеспечение Материально - техническое сопровождение
Конституция Российской Федерации Согласно статье 43 Конституции, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Нормативно - правовое регулирование на федеральном уровне Стандарт вводится в систему нормативно - правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации « Об образовании » ( ст.7). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является нормативным документом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года 142 « О Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов » введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов, а также внесение в них изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Приказ Минобрнауки России от «6» октября 2009 г. 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования » Введен в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Последовательность действий по введению ФГОС уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Региональное нормативно - правовое регулирование Приказ Министерства образования и науки Красноярского края /2 от « Об утверждении плана мероприятий по введению ФГОС НОО в Красноярском крае на 2010–2011 учебный год, состава рабочей группы по реализации плана мероприятий, списка пилотных школ, перечня учебного оборудования, учебно - наглядных пособий, программного обеспечения для начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО, расчета расходов на приобретение и поставку учебного оборудования, учебно - наглядных пособий и программного обеспечения для пилотных школ »
Что необходимо проанализировать на уровне ОУ, чтобы подготовиться к введению ФГОС НОО ?
Нормативно - правовая база ОУ Нормативно - правовая база ОУ должна обеспечивать четыре группы условий введения ФГОС. Первая группа – это те условия, реализация которых однозначно требует либо принятия локального акта, либо изменения действующего локального акта, принятого на уровне ОУ.
Нормативно - правовая база ОУ К первой группе относятся следующие требования введения ФГОС : эффективное управление ОУ с использованием информационно - коммуникационных технологий ; внедрение новых финансово - экономических механизмов ; обязательность участия обучающихся и их родителей в разработке ООП начального общего образования, проектировании образовательной среды школы, формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и т. д.
Нормативно - правовая база ОУ Вторая группа – это условия, которые требуют принятия локального акта или изменения существующих норм, по решению ОУ ( речь идет преимущественно о взаимодействии ОУ с другими субъектами ). К этой группе относятся следующие требования введения ФГОС : выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно - полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности ОУ дополнительного образования детей ; включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды ( населенного пункта, района, города ) для приобретения опыта реального управления и действия и т. п.
Нормативно - правовая база ОУ Третья группа – это условия, которые не требуют принятия локального акта, но, тем не менее, требуют действий по созданию иных документов. Они нужны для реализации таких требований введения ФГОС как : использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа ; эффективная самостоятельная работа обучающихся при поддержке педагогических работников ; достижение планируемых результатов освоения ООП и т. п.
Нормативно - правовая база ОУ Четвертая группа условий не требует создания или изменения локальных актов. К ним следует отнести аспекты, связанные с кадровым обеспечением образовательного процесса, за исключением вопросов по НСОТ ( например, непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения ).
Что необходимо сделать на уровне ОУ, чтобы подготовиться к введению ФГОС НОО ?
Нормативно - правовое обеспечение Утверждение плана / программы введения ФГОС НОО. Создание рабочей группы по разработке Основной образовательной программы начального общего образования Создание координационного совета по введению ФГОС НОО ( по необходимости ) Формирование списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО
Нормативно - правовое обеспечение Разработка, обсуждение и утверждение основной образовательной программы НОО Принятие решения органом самоуправления образовательного учреждения о введении ФГОС НОО в образовательное учреждение Разработка и утверждение формы договора о предоставлении общего образования в образовательном учреждении
Нормативно - правовое обеспечение Внесение необходимых изменений в устав образовательного учреждения с учетом требований ФГОС НОО Приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО и ЕКС должностных инструкций работников образовательного учреждения
Финансово - экономическое сопровождение ФГОС НОО Финансовые условия реализации ООП НОО должны обеспечить ОУ возможность выполнения требований ФГОС НОО. Разработка локальных актов о порядке, условиях НСОТ и выплат стимулирующего характера ( надбавки, премии ), внесение соответствующих изменений в коллективный договор Заключение доп. соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками, предусматривающих порядок, критерии, показатели и размеры установления выплат стимулирующего характера
Кадровая политика Комплектование образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками, соответствующими требованиям, предусмотренными должностными инструкциями. Разработка и реализация системы мер по повышению квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения Разработка плана и осуществление внутришкольного контроля реализации ФГОС
Информационное обеспечение Использование информационных ресурсов образовательного учреждения Создание информационно - образовательной среды в образовательном учреждении Разработка и размещение в средствах массовой информации публичных отчетов образовательного учреждения
Материально - техническое сопровождение Обеспечение доступа педагогов и обучающихся к информационно - образовательным ресурсам, техническим средствам обучения Разработка положений об объектах инфраструктуры Обеспечение учебниками и учебно - методической литературой Комплектование в библиотеке необходимого фонда дополнительной литературы Приведение в соответствие материально - технического оснащения I ступени образовательного учреждения
Для полноценного осуществления всех видов деятельности необходимо создать специально организованное образовательное пространство, обеспеченное необходимым материально - техническим, информационно - методическим и учебным оборудованием, включающим : Требования к ресурсному обеспечению образовательной деятельности младших школьников Виды образовательных ресурсов : средства ИКТ ; цифровые образовательные ресурсы ; учебно - методическую литературу ; учебно - практическое и лабораторное оборудование ; экранно - звуковые средства. Представленные средства организации образовательного процесса дают возможность образовательному учреждению составить определённый набор объектов, применение которых соотносится с особенностями основной образовательной программы начальной школы.
Критерии оценки готовности образовательной среды начального звена школы к переходу на работу по Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения К критериям, позволяющим оценить степень готовности начального звена школы к переходу на работу по новому образовательному стандарту относятся следующие : - системность ресурсного обеспечения ( предполагает оснащение информационно - методическими средствами и учебным оборудованием всех образовательных областей и видов деятельности младших школьников, а также возможность организации как урочной, так и внеурочной видов деятельности младших школьников ); - обновляемость ресурсной базы ( связано с особенностями современного общества, в котором чрезвычайно быстро появляются новые виды и типы ресурсов ); - оптимальность ресурсного обеспечения ( связанным с формированием у младших школьников желания и умения учиться, требованием использования полученных знаний в практической, в том числе и внеучебной деятельности ); - информатизация образовательной среды ( обеспечения образовательной деятельности учащихся и педагогов, но и для обеспечения возможности оперативного сбора и обмена информацией, ведения отчётной документации в цифровой форме - готовность педагогического коллектива