Обобщение опыта работы Кучукбаевой Р.М «Лекционно- семинарская система обучения биологии.»
Проблема: Необходимо было сохранить преемственность обучения с начальным звеном; Сохранять и развивать творческие и познавательные способности уч-ся; Давать программный материал более высокого уровня, но вести уроки по обычным программам; Повысить интерес учащихся к предмету. Большой объем материала, повышение требований к выпускникам; Необходимость разгрузки учащихся; Необходимость подготовка к ЕГЭ, особенно части В иС; Необходимо готовить к вузовской системе обучения;
ЦЕЛЬ: Приблизить условия учебного труда старшеклассников к вузовским условиям обучения, через формирование творческой личности, способной рационально организовывать свою образовательную деятельность.
ЗАДАЧИ: В старших классах перейти лекционно – семинарской системе обучения; Через эту систему обучения реализовать принцип педагогики сотрудничества; Совершенствовать и оптимизировать образовательный процесс.
Суть лекции но – семинарской системы обучения: Каждый этап комбинированного урока, в отличие от традиционного, выносится в отдельный урок: Урок подачи нового материала( урок –лекция); Закрепление ( урок – практикум, урок – набораторных работ); Контроль знаний( урок – зачет), т.е. различная организация программного материала учащимся.
Принципы лекционно – семинарской системы обучения: 1. Тематической концентрация учебного материала. 2. Обучение на оптимальном уровне сложности. 3. Поэтапное рассмотрение учебного материала. 4. Постоянный и многократный контроль за качеством и глубиной усвоения учебного материала и ЗУН.
Научное обоснование технологии: К.Д. Ушинский пропагандировал идею двукратного подачи учебного материала. Американский профессор педагогики Л. Трамп – внедрил в школьную систему обучения. Учитель химии г. Одесса Н.П. Гузик - усовершенствовал ее. Зав. ГОРОНО г. Казани Ю. П. Прохоров – учитель химии. С.И.Блинков,Л.В.Блинкова.
Технология обучения крупными блоками. Урок – лекция Урок – семинар Урок набораторный Урок решения задач Урок обобщения и Урок контроля систематизации знаний ЗУН
Преимущества лекционно – семинарской системы: 1. Материал изучается компактно, многократно перерабатывается, лучше запоминается. 2. Экономия времени за счет концентрации материала, больше набор. работ, решение задач, …. 3. Контроль уч–ся на разных этапах обучения. 4. Более объективное оценивание знаний уч –ся. 5. Нет проблемы накопления оценок. 6. Есть возможность подготовиться к вузовской системе обучения. 7. Учитель открыт ученикам, уровень знаний уч –ся проверяется на каждом этапе. 8. Идет целостное восприятие материала.
Результаты: Рост КУ на % во всех параллелях. Повышение интереса учащихся к предмету. Рост качества ЕГЭ до 100% и ЕМТдо 100%. Ежегодные победители и призеры предметных олимпиад по биологии и экологии и НПК учащихся районного и областного тура. Поступление выпускников в вузы биологического профиля до 35 % ежегодно. Высокие баллы при вступительных экзаменах в вузы.