ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Оценка образовательных результатов (ФГОС 2 поколения) ЛИЧНОСТНЫХ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно- образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних не персонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (позна-вательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОЦЕНИВАНИЯ «Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании.»
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Знание многообразия педагогических оценок Знакомство с литературой по данному вопросу Владение различными методами оценивания и их применение
ЧТО И КАК ОЦЕНИВАТЬ НА УРОКЕ в УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Примеры форм оценочной деятельности Предложение ученику выбора формы и метода ответа Аргументация учеником причин отказа от ответа Устный ответ или презентация уточняются в совместной деятельности ученика и педагога Можно обсудить ответ учениками, задать уточняющие вопросы Вывести на практическую часть (где применяется) При этом индивидуальный ответ ученика используется для развития коммуникативной и кооперативной компетенции
При фронтальном опросе Применять учителю вопросы, подразумевающие неоднозначный ответ или несколько правильных ответов (повод для дискуссии) Участие в дискуссии рассматривается как ролевая практика ученика в позиции эксперта
КОНТРОЛЬНАЯ (самостоятельная, практическая ) РАБОТА Ученик должен иметь возможность: Выбрать уровень сложности выполнения заданий Выбрать сроки выполнения контрольной работы из предложенных заранее Привлекать дополнительные источники информации Апеллировать выставленную учителем оценку Учитель обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы ученика. Все работает на создание ситуации успеха.
В условиях компетентностного подхода учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки их работы