Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС Хохлов Н.П. учитель физической культуры МКОУ Староустинской ООШ 1
Подходы к образованию 2 традиционный (ЗУНовский) компетентностный системно - деятельностный
Системно - деятельностный подход - это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. 3
Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. 4
Деятельность - это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности. 5
6 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
Задача системы образования Состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией. 7
Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся 8
Универсальные учебные действия 9 Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта Совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность,социальную компе-тентность, толерантность, способность к самостоя-тельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. 13
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях 14
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов 15
Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ Способность к решению учебно – практических задач на основании: - системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах - умений учебно – познавательной, исследовательской, практической деятельности 16
Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ Способность к решению учебно – практических задач на основании: - обобщённых способов деятельности - коммуникативных и информационных умений - умения оценивать объекты окружающий действительности с определённых позиций 17
Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ - ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально – личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.) - индивидуально – психологические характеристики личности 18
Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях 19
Основная педагогическая задача организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновление содержания Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?Ценностиобразования
Объекты нормирования БОП Программы развития УУД Примерные учебные программы Модели оценивания Ядро содержания образования образовательный процесс Другие матери- алы Программы воспитания и социа- лизации Требования к структуре основных образовательных программ - система нормативов Программы внеурочной дея- тельности
Базисный образовательный план Программы воспитания и социализации Концепция образовательных областей Планируемые результаты обучения Универсаль ные учебные действия Примерные программы Фундаме нтальное ядро содержания Ценност ные ориентир ы Внеучебные Внешкольные УМК ТТТТТТ Базисный Требования стандартов и обеспечение образовательного процесса