Цель : Научимся синтаксическому разбору сложных предложений. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карповская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального района Нижегородской области Учитель русского языка и литературы Л.П. Плотникова
Синтаксическая минутка Назовите грамматические основы предложений. На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский) А за окном было уже позднее утро, солнце растворило смолу на стволах сосен. (Г. Бакланов) Тучи сделались как бы тоньше и прозрачнее, но все небо было обложено ими. (М.Горький) Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. (А. Чехов)
Памятка Прочитайте предложение. Выделите грамматические основы каждого простого предложения. Пронумеруйте ПП в составе СП. Составьте схему. Определите, какое это предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по средствам связи. Объясните постановку знаков препинания.
Графический диктант 1. В доме было жарко и Даша вышла в сад. 1. В доме было жарко, и Даша вышла в сад. 2. Мальчик не подобрался к самой воде потому что лед ломался. 3. Берег начинался там где кончалась каменная мель. 4. С неба свет лился прямыми потоками и вершины леса казались выпуклыми. 5. Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья орешника.
Постройте предложения: 1. Чайник уже вскипел, когда … 2. Пес подбежал с правой стороны, чтобы… 3. Ребята не купались в этом озере, потому что… 4. Медведь остановился там, где…