Муниципальное образовательное учреждение Стодолищенская средняя общеобразовательная школа п. Стодолище 2009 год
это род трудовой деятельности, которая направлена на пользу общества; направлена на пользу общества; выполняется за определенное вознаграждение (зарплату); выполняется за определенное вознаграждение (зарплату); требует специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических умений). требует специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических умений).
Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. И чтобы этот шаг был верным, необходимо достаточно четко ориентироваться в мире профессий. Правильно выбрать профессию – значит правильно найти своё место в жизни. Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. И чтобы этот шаг был верным, необходимо достаточно четко ориентироваться в мире профессий. Правильно выбрать профессию – значит правильно найти своё место в жизни.
Человек, выбирающий профессию, должен быть хорошо осведомлен о следующем: Человек, выбирающий профессию, должен быть хорошо осведомлен о следующем: какие профессии существуют; какие профессии существуют; каковы объекты, цели, орудия, условия труда; каковы объекты, цели, орудия, условия труда; какие требования профессия предъявляет к способностям человека, особенностям его личности. какие требования профессия предъявляет к способностям человека, особенностям его личности.
В мире огромное количество разнообразных профессий. В мире огромное количество разнообразных профессий. Существует несколько классификаций. Общепризнанной и Существует несколько классификаций. Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации является наиболее используемой в профориентации является классификация профессий, предложенная профессором классификация профессий, предложенная профессором Е. А. Климовым. В её основе разделение профессий по Е. А. Климовым. В её основе разделение профессий по предмету труда. предмету труда.
Предмет труда – это то, на что направлен труд человека. Все предметы труда можно разделить на пять групп: Предмет труда – это то, на что направлен труд человека. Все предметы труда можно разделить на пять групп:Техника Природа Человек Художественный образ Знаковая система
По предмету труда выделяют пять типов профессий: «Человек - техника»; «Человек - техника»; «Человек - природа»; «Человек - природа»; «Человек - человек»; «Человек - человек»; «Человек – знаковая система»; «Человек – знаковая система»; «Человек – художественный образ». «Человек – художественный образ».
Это самый многочисленный тип профессий. Включает следующие виды деятельности: Это самый многочисленный тип профессий. Включает следующие виды деятельности: создание, монтаж, сборка технических устройств создание, монтаж, сборка технических устройств (монтажник конструкций, инженер-конструктор); (монтажник конструкций, инженер-конструктор); эксплуатация технических средств (крановщик, токарь, эксплуатация технических средств (крановщик, токарь, швея-мотористка); швея-мотористка); ремонт технических устройств (слесарь-ремонтник, ремонт технических устройств (слесарь-ремонтник, электромонтер по ремонту электрооборудования); электромонтер по ремонту электрооборудования); монтаж и ремонт зданий и сооружений (строитель, монтаж и ремонт зданий и сооружений (строитель, электросварщик); электросварщик); обработка неметаллических промышленных материалов обработка неметаллических промышленных материалов (столяр); (столяр);
Это профессии, связанные с живой и неживой природой. Предполагаются следующие виды деятельности: Это профессии, связанные с живой и неживой природой. Предполагаются следующие виды деятельности: изучение, исследование, анализ состояния природных изучение, исследование, анализ состояния природных ресурсов (микробиолог, гидробиолог, агрохимик); ресурсов (микробиолог, гидробиолог, агрохимик); уход за растениями и животными (лесовод, птицевод, уход за растениями и животными (лесовод, птицевод, зоотехник, садовод); зоотехник, садовод); профилактика заболеваний растений и животных, борьба профилактика заболеваний растений и животных, борьба с их вредителями и возбудителями их болезней (агроном с их вредителями и возбудителями их болезней (агроном по защите растений, ветеринар); по защите растений, ветеринар); природоохранная деятельность ( эколог, охотовед). природоохранная деятельность ( эколог, охотовед).
Эти профессии имеют особую социальную значимость. Все они предполагают работу с различными категориями людей. Ориентированы на следующие виды деятельности: Эти профессии имеют особую социальную значимость. Все они предполагают работу с различными категориями людей. Ориентированы на следующие виды деятельности: медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка); медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка); воспитание и обучение (воспитатель, учитель, психолог, воспитание и обучение (воспитатель, учитель, психолог, преподаватель, спортивный тренер); преподаватель, спортивный тренер); бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, стюардесса); стюардесса); информационное обслуживание (библиотекарь, информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод); экскурсовод); защита общества и государства (юрист, следователь, защита общества и государства (юрист, следователь, военнослужащий, милиционер). военнослужащий, милиционер).
Это профессии, связанные с переработкой информации. Это профессии, связанные с переработкой информации. Информация существует в различном виде, поэтому основная деятельность включает: создание, обработку, хранение и передачу информации в создание, обработку, хранение и передачу информации в словесной форме (историк, переводчик, редактор, нотариус, словесной форме (историк, переводчик, редактор, нотариус, почтальон); почтальон); работу с цифрами, формулами, таблицами (программист, работу с цифрами, формулами, таблицами (программист, оператор ЭВМ, экономист, кассир, бухгалтер); оператор ЭВМ, экономист, кассир, бухгалтер); работу с чертежами, картами, схемами (чертежник, работу с чертежами, картами, схемами (чертежник, закройщик, штурман); закройщик, штурман); оперирование звуковыми сигналами (радист, стенографист, оперирование звуковыми сигналами (радист, стенографист, телефонист). телефонист).
Профессии этого типа призваны эстетически Профессии этого типа призваны эстетически преобразовывать окружающий мир, вносить в него красоту преобразовывать окружающий мир, вносить в него красоту и гармонию. Профессионалы данного типа занимаются: созданием, проектированием, моделированием созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, скульптор, художественных произведений (художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф, композитор); журналист, модельер, писатель, хореограф, композитор); воспроизведением, изготовлением различных изделий по воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образу в единственном экземпляре (ювелир, гравер, эскизу, образу в единственном экземпляре (ювелир, гравер, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод – реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод – декоратор); декоратор); воспроизведением, копированием, размножением воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовом производстве художественных произведений в массовом производстве (живописец по росписи фарфора, шлифовальщик по камню). (живописец по росписи фарфора, шлифовальщик по камню).
Каждый специалист в ходе своей трудовой деятельности взаимодействует, как правило, с несколькими предметами труда. Однако, только один из них является основным (ведущим). Каждый специалист в ходе своей трудовой деятельности взаимодействует, как правило, с несколькими предметами труда. Однако, только один из них является основным (ведущим).
(методика Е. А. Климова) А теперь вам предлагается определить какой тип профессии наиболее предпочтителен для вас. Прочитайте данные высказывания и выберите один из вариантов ответов. (методика Е. А. Климова) А теперь вам предлагается определить какой тип профессии наиболее предпочтителен для вас. Прочитайте данные высказывания и выберите один из вариантов ответов.
Легко знакомлюсь с людьми Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить Люблю ходить в музеи, театры, на выставки Охотно и постоянно ухаживаю за животными Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами С удовольствием ухаживаю за растениями
Обычно делаю мало ошибок в письменных работах Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших Люди считают, что у меня есть художественные способности Охотно читаю о растениях, животных Принимаю участие в спектаклях, концертах Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин
Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы Легко улаживаю разногласия между людьми Считают, что у меня есть способности к работе с техникой Людям нравиться мое художественное творчество У меня есть способности к работе с растениями и животными Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме
Я почти никогда ни с кем не ссорюсь Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди Без особого труда усваиваю иностранные языки Мне часто случается помогать даже незнакомым людям Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. Могу влиять на ход развития растений и животных
Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения Охотно наблюдаю за растениями или животными Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.
1. Лернер П. С., Михальченко Г. Ф. «Твоя профессиональная карьера» Москва «Просвещение», 2006 год. профессиональная карьера» Москва «Просвещение», 2006 год. 2. Резапкина Г. В. «Психология и выбор профессии» Москва «Генезис», 2005 год. 3. Резапкина Г. В. «Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника» Москва «Генезис», 2005 год 4. Савченков М. Ю. «Профориентация. Личностное развитие. 9 – 11 классы» Москва «Вако» 2005 год год. 5. Черникова Т. В. «Профориентационная поддержка старшеклассников» Москва «Глобус» 2006 год. 6. Шеховцова Л, Шеховцов О. «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе» сопровождение выбора профессии в школе» Ростов-на-Дону «Феникс», Санкт-Петербург «Северо-запад», 2006 год. Ростов-на-Дону «Феникс», Санкт-Петербург «Северо-запад», 2006 год.
Кузьменкова Тамара Алексеевна, учитель русского языка и литературы, педагог - психолог