Урок: «Многообразие и происхождение культурных растений» Цель: развивать знания о выращивании культурных растений, дать представление о центрах происхождения культурных растений.
Проверка домашнего задания 1. Риниофиты – растения A.Первые сухопутные B.Древние водные C.Современные сухопутные D.Современные водные 2.Растения, способные к фотосинтезу, обогащали атмосферу земли A.Водой B.Углекислым газом C.Кислородом D.Азотом
3. Выход организмов на сушу стал возможным благодаря A.Накоплению кислорода в атмосфере B.Разнообразию растений C.Возникновению почвы D.Образованию озонового экрана 4. Риниофиты произошли от A.Мхов B.Водорослей C.Папоротников D.Плаунов
5. Преимущества семян по сравнению со спорами в том, что A.Они более крупные B.Более защищенные C.Содержат больший запас питательных веществ D.Приспособлены к распространению разными способами 6. Для цветковых, в отличие от голосеменных, характерно опыление A.Ветром B.Насекомыми C.Водой D.Самоопыление
7. Обитание растений на суше привело к появлению новых тканей A.Образовательных B.Механических C.Покровных D.Проводящих 8. Выберите правильные утверждения: A.Многообразие отделов растений на Земле результат эволюции. B.Риниофиты это растения, произрастающие в теплых влажных местах. C.Возникновение фотосинтеза важный этап в развитии растительного царства. D.Покрытосеменные появились на Земле благодаря животным E.Покровная ткань с устьицами свойство растений, произрастающих на суше.
Что такое эволюция? Где и когда возникли первые живые организмы?
Проверь себя! 1. А 2. С 3. А 4. В 5.С,Д 6.В,Д 7. Ве ответы верны 8. А,С,Е. Эволюция- необратимый процесс исторического (протекающего во времени) изменения (развития) живого мира.
Изучение нового материала Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов и лекарств, для кормления животных, производства тканей, бумаги, строительных и химических материалов, для украшения жилья. Жизнь человека без растений невозможна. Множество растений, используемых человеком, живет в природе в диком состоянии.
Дикорастущие растения-растения, которые живут в природе в «диком» состоянии.
Культурные растения - растения, которые человек специально выращивает, выводит их сорта, т. е. культивирует. Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Отбор, который производили люди, называют искусственным отбором. Так было положено начало растениеводству.
Одновременно с выращиванием культурных растений на обрабатываемых территориях формируется группа сорных растений. Сорняки – особая группа растений. Их количество также огромно. Многие из них похожи на культурные растения своим внешним видом, ритмом жизни, но не дают полезной для человека продукции. С расселением культурных растений из одних районов в другие идет и расселение сопровождающих их сорных растений. Некоторые сорняки люди стали использовать как лекарственные растения (сушеница топяная, ромашка пахучая, мята, белена, василек синий). Рожь, овес и рыжик, бывшие сорняками, позже стали ценными культурными растениями
Задание: ! На странице 180 учебника что такое СЕЛЕКЦИЯ. Запишите определение в тетрадь.
Многие культурные растения возделывают во всех странах, на разных континентах. Однако каждое из этих растений имеет свою историческую родину – центр происхождения. Именно там находились их дикорастущие предки. Некоторые предшественники культурных растений давно вымерли, но немало их встречается и поныне в дикой природе. Центры происхождения растений были открыты выдающимся русским ученым Николаем Ивановичем Вавиловым. Он побывал в многочисленных экспедициях по нашей стране и за рубежом – в Иране, Афганистане, Средиземноморье, Эфиопии, Центральной Азии, Японии, Северной, Центральной и Южной Америке. Во время экспедиций он изучил около 1600 видов культурных растений. Из поездок были привезены тысячи образцов семян.
Известны семь важнейших центров (очагов) происхождения растений. Южноазиатский тропический (чай, рис, огурец, баклажан, лимон, апельсин, сахарный тростник, манго, банан). Восточноазиатский (просо, соя, хурма, конопля, китайские яблоки). Юго-Западноазиатский (рожь, ячмень, овес, мягкая пшеница, дыня, горох, черешня). Эфиопский, или Абиссинский (кофе, арбуз, сорго, клещевина). Средиземноморский (редька, свекла, морковь, лук, виноград, капуста, лен, твердая пшеница, оливки). Центральноамериканский (тыква, фасоль, перец, табак, подсолнечник). Южноамериканский, или Андийский (какао, кукуруза, помидор, ананас, арахис, картофель, хлопчатник, хинное дерево). Показ анимации «Центры происхождения»
Вывод: Культурные растения – существенная часть царства растений. Они произошли от дикорастущих видов. Сортовое богатство культурных растений обусловлено потребностями людей и тем биологическим разнообразием в природе, из которого человек отбирал для себя полезные виды растений, чтобы возделывать их. Многообразие культурных растений значительно увеличилось благодаря специальной селекционной работе человека. Человек способствовал расселению культурных растений в разных регионах планеты (часто очень далеко от их центров происхождения). Расселение культурных растений сопровождается расселением сорных растений (сорняков).
Закрепление: Дай определение: дикорастущие и культурные растения, искусственный отбор, селекция, центры происхождения Приходилось ли вам встречаться с сорными растениями? Назовите некоторые из них.
Запиши домашнее задание § 48 пересказ. Приготовить сообщения «Дары Старого и Нового света»