Урок-исследование Выполнила: Паранюшкина Татьяна Николаевна
«Везде исследуйте, всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет». М. В. Ломоносов.
Образовательные выяснить, от чего зависит выталкивающая сила, действующая на тело в жидкости и газе научить рассчитывать эту силу Развивающие способствовать развитию наблюдать изучаемые явления, анализировать, делать выводы, сравнивать Воспитательные показать роль физического эксперимента, раскрыть роль Архимеда в развитии физики, привить интерес к предмету
Величина Обозначе- ние Формула Единица измерения Прибор Объем Масса Вес Давление твердого тела Давление внутри жидкости
Собака легко перетаскивает человека в воде, однако на берегу она не может его сдвинуть с места. Почему? Изменится ли давление в жидкости при погружении в нее тела? Почему? Генерал нырнул в воду солдатиком и подвергся действию выталкивающей силы. Можно ли сказать, что вода выталкивала генерала в шею? Что можно сказать о силах давления на генерала с боков? Куда направлена равнодействующая сил, действующих на фуражку и на подметки сапог генерала? Почему тело в жидкости легче? На все ли тела действует выталкивающая сила? Как можно ее определить? (F=F 2 -F 1 F A =P-P 1 ) Чему равна выталкивающая сила?
К коромыслу весов подвешены 2 груза одинаковой массы, но разного объема. Подносим стакан с водой к первому телу. Почему нарушается равновесие весов? Стакан с водой подносим ко второму телу. Почему снова нарушается равновесие? Подносим сосуды с водой к обоим телам. Почему нарушается равновесие весов в этом случае? Чем же мы займемся сегодня на уроке? (Выясним от чего зависит выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость или газ)
Цели исследования: выяснить, от каких факторов зависит архимедова сила; выяснить, от каких факторов не зависит архимедова сила. вода
Архимедова сила Зависит от: объёма тела плотности жидкости Не зависит от: плотности тела формы тела глубины погружения
F А = Р ж Р ж = m ж g m ж = ρ ж V ж V ж = V т F А = ρ ж g V т Р 1 = Р-F A - вес тела в жидкости
Убедимся на опыте, что сила Архимеда равна весу жидкости в объеме погруженного в нее тела. Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду? Что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение? Вывод: выталкивающая сила, действующая на целиком погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.
Архимед взвесил корону сначала в воздухе,затем в воде. По разнице в весе он рассчитал выталкивающую силу, равную весу воды в объеме короны. Зная объем короны, он смог определить плотность короны, а по плотности ответить на вопрос царя: нет ли примесей дешевых металлов. Легенда говорит, что плотность вещества короны оказалась меньше плотности чистого золота. Тем самым мастер был изобличен в обмане, а наука обогатилась замечательным открытием. Историки рассказывают, что задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел( сочинение «О плавающих телах»).
В воду погружены слиток золота и серебра одинаковой формы и размера. Как соотносятся выталкивающие силы, действующие на эти тела? Ответ: силы, выталкивающие слитки из воды, равны друг другу
К коромыслу весов подвешены два медных цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр поместить в воду, а другой -в спирт? (Ответ: перевесит цилиндр, помещенный в спирт)
К коромыслу весов подвешены два цилиндра одинаковой массы: медный и железный. Весы находятся в равновесии. Нарушится ли равновесие весов, если оба цилиндра одновременно поместить в воду? (Плотность меди больше, чем плотность железа). (Ответ: медный цилиндр опустится вниз)
На какое из тел действует большая Архимедова сила? Почему? (Ответ: на первое тело, т. к. оно полностью погружено в воду)
Три тела одинакового объема погружают в различные жидкости ( 1 > 2 > 3 ). Сравните архимедовы силы, действующие на эти тела. (Ответ: F 1 >F 2 > F 3 )
Кубик с ребром a поместили в сосуд с водой и приклеили ко дну сосуда. Высота воды в сосуде h. Выталкивающая сила, действующая на кубик со стороны воды равна Ответ: правильного ответа нет
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e8d81bd5-7eb5-4f98-9c19-92c0155d772a/7_225.swf
collection.edu.ru/dlrstore/ad4831e7-60ec- 4b2b-8df8-fdb0061f3948/7_216. swf collection.edu.ru/dlrstore/ad4831e7-60ec- 4b2b-8df8-fdb0061f3948/7_216.swf
Кусок мрамора объёмом 0,1 м³ надо поднять со дна озера. Какая для этого понадобится сила, если масса куска 300 кг? (Ответ: 2 кН)
Что нового вы узнали на уроке? Оцените урок: Лист рефлексии. 1. Достигли ли вы поставленных целей? 2. Если да, то что способствовало этому? 3. Какого рода трудности испытывали?
§49; упр.24(3.4) Задание 14, стр 120 Спасибо за урок!