Тема педсовета: «Внедрение ФГОС в практику общего образования» Модернизация образовательной системы, обеспечение качества образовательных услуг и эффективности качества управления образовательным учреждением в условиях введения ФГОС
Закон РФ «Об образовании» (3-я версия) Особенность законопроекта – ориентация на развитие человека, его потребности, ценности и интересы
Что же конкретно может означать ориентация образовательного законодательства на самореализацию каждого человека?
Основное направление законопроекта - совершенствование системы работы по повышению качества образования. Одним из индикаторов качества образования является государственная итоговая аттестация
Данные социологического исследования в регионе Учителя поставили на первые места следующие цели: -формирование учебных умений и навыков, -развитие познавательных интересов учеников, -формирование у них системных знаний
Данные социологического исследования в регионе Учащиеся выделили -развитие мышления, внимания, памяти; -подготовку к профессиональному образованию, -воспитание чувства уверенности в себе и самостоятельности в достижении своих жизненных целей
С целью повышения качества образования законопроектом поставлена задача расширения образовательной среды
ФГОС как средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития
ФГОС Действующие образовательные стандарты Обновлённые стандарты ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника предусматривают прежде всего задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьёй и личностью результаты образования
Обновленные стандарты предполагается сделать условием справедливости в доступности качественного и результативного образования, посредством хода - заказа от потребителя образовательных услуг
Этот ход существенно изменит действия профессионального сообщества: потребуется согласование требований, выстраивание коммуникаций, планирование результатов, проектирование образовательных программ и базовых образовательных планов, исполнение требований к условиям
Социальный запрос требует вариативности образовательных программ
Основная задача школы - обеспечить образовательную среду, способствующую повышению качества образования
Стандарт образования - это один из основных элементов модернизации российского образования. Новая концепция структурирования образовательных стандартов получила уже в педагогическом сообществе бытовое название "Три Т".
Суть состоит в том, что структура стандартов включает три основных требования: к содержанию основных образовательных программ; условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.); результатам освоения основных образовательных программ
Основа разработки Стандарта - целевая установка, предусматривающая переход от "догоняющей" к "опережающей" модели развития российского образования
Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования
Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий: сохранение единства образовательного пространства России; равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях; преемственность ступеней общего образования
Основной образовательный результат - формирование мотивированной компетентной личности
Основное предназначение Стандарта - нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической цели российского образования, выполнения социального заказа - воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями
Обязательное условие реализации стандарта - разработка школой основной образовательной программы, программ отдельных учебных предметов, курсов (на основе требований к результатам освоения ООП), программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
В современных условиях образовательный процесс – это процесс совместной деятельности педагога и ученика, уход от классно-урочной системы. Учитель должен стать организатором деятельности учащихся, методистом, тьютором
Учебный план определяет обязательный объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру предметных областей по классам (годам обучения)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ФГОС Ступени ОУОбязательная часть, % Вариативная часть, % Начальная школа 8020 Основная школа 6040 Старшая школа 4060
Учебный план основной школы 1. Деление на предметные области, включающие в себя перечень предметов. 2. Индивидуальный учебный план для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья
Учебный план средней школы 1. Шесть предметных областей (выбор до 7 нужных предметов). 2. Обязательные предметы: физическая культура, ОБЖ и «Россия в мире»
Учебный план среднего(полного) общего образования Три уровня изучения: 1) интегрированный (первая ступень); 2) базовый (вторая ступень); 3) профильный
Учебный план средней школы 1. Три профильных предмета. 2. Три обязательных предмета. 3. Три базовых или интегрированных уровня предметов. Индивидуальные проекты школьников Недельная нагрузка – 33 часа
ПЕРЕХОД НА ФГОС ООО Обязательное введение стандарта основного общего образования произойдёт в 2015 году, т.е. когда первоклассники 2011 года окончат начальную школу, а введение стандарта полного общего образования произойдёт в 2020 году
План модернизации общего образования на годы, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года 1507-р
ФГОС основного общего образования по мере готовности могут вводиться: - в 5 классах – с 2012 года, - в 6 классах – с 2013 года, - в 7 классах – с 2014 года, - в 8 классах – с 2015 года.
ФГОС среднего (полного) общего образования по мере готовности могут вводиться: - в 10 классах – с 2013 года; - в 11 классах – с 2014 года
Качественный уровень воспитания - интеграция основного и дополнительного образования (учреждения дополнительного образования детей как ресурсные центры)
Основными задачами по реализации новых стандартов являются: 1) Организация повышения квалификации педагогов по новым ФГОС, обмен опытом. 2) Повышение эффективности внутришкольного контроля. 3) Реализация воспитательных программ, ориентация их в большей степени на духовно- нравственное и патриотическое воспитание. 4) Проведение мониторинга результатов реализации духовно-нравственного воспитания учащихся в сфере развития межличностных отношений. 5) Повышение охвата детей к привлечению деятельности по интересам
С целью повышения роли учителя в реализации процессов модернизации образования предполагается: - совершенствование моделей современных информационных и коммуникационных технологий в системе курсовой подготовки на базе Центра информационных технологий; - создание условий для взаимодействия педагогов, направленного на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку; - совершенствование механизмов распространения эффективного педагогического опыта
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ - создание инновационных площадок; - разработка программ развития систем образования, ОУ; - создание ОУ, внедряющих современную модель образования
От управления на основе предписаний к управлению по результатам Новая система управления предполагает не просто сообщение о результатах, а 1) тщательный анализ результатов, 2) формулирование проблем, 3) свободный выбор необходимых средств и 4) создание оптимальных условий с учетом локальных особенностей образовательного учреждения