1 О современных основаниях стандартизации образования Москва, март 2009
2 Особенности предмета стандартизации Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся… Уполномоченные федеральные государственные органы совместно с уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности
3 Новая структура стандартов Требования к Результатам освоение ООП умение учиться, компетентности разные результаты для разных ступеней опора на закономерности возрастного развития, передовую науку Структуре ООП вариативная часть выбор занятий учениками «неаудиторная занятость» Условиям реализации ООП механизмы достижения нового качества предоставляемые новые возможности стимулирование обновления и эффективности привлечение талантливых педагогов
4 1. Уход от стандартизации содержания 1. Отказ от перечня запоминаемых правил, литературных произведений, исторических дат, которые необходимо запомнить… 2. Как быть с контрольно-измерительными материалами? 3. Как разрабатывать примерные образовательные программы? 4. Как быть с ситуацией переезда из одного образовательного учреждения в другое? 5. Родители помнят школьный материал и могут его объяснить…
5 2. Компетентностный подход 1. Освоение понятий 2. Ключевые и неключевые компетентности 3. Обозначение типов задач, которые следует научить решать 4. Изменение характера педагогических исследований: «А что дети умеют делать»? Это не просто сочинить перечень ценностей 5. Превращение исследований в бизнес (история Андреаса Шляйхера).
6 3. Принцип функциональности условий 1.Кадры: как оценивается персонал, в какие-виды деятельности вовлечен, как часто учится… 2.Материально-техническая база: какие виды деятельности позволяет организовать, какие ограничения на безопасность имеет, базовые технические характеристики инвариантные относительно обновления технологий… 3. Финансовые условия: не натуральные деньги, как доводятся средства до образовательного учреждения, по каким процедурам они распределяются, в отношении каких кадров и как…
7 4. Принцип кооперации разработок 1. В маленькой Хорватии стандарты для начальной школы разрабатывали более 200 организаций 2. Методические союзы (социальные сети) учителей постоянно дополняют друг друга 3. В разработках КИМов участвуют самые разные организации. На сайтах – тысячи КИМов 4. Сочетания конкурсных и инициативных процедур в пользу качества 5. У стандартов нет одного автора
8 5. Принцип стандартизации процедур 1. Стандартизация процедур достижения договоренности 2. Стандартизация запретов, того, что нельзя нарушить (принцип 30% - 70% и пр.). Дальше – можно все, что не запрещено 3. Отсылочная стандартизация – ссылки на документы, которые еще понадобятся 4. Примерной образовательной программой является всякая, удовлетворяющая пройденной процедуре регистрации.