Подготовила Красильникова Юлия ученица 11 класса МБОУ «Оксовская общеобразовательная школа» Руководитель Швецова О.Ф, учитель истории и обществознания
Цели и задачи Цель моей исследовательской работы : выяснить условия и пути формирования мотивов выбора педагогической профессии выпускниками Оксовской ОСШ, работающими учителями. Задачи исследования : 1. проанализировать теоретическую базу и статистику мотивов выбора профессий ; 2. изучить мнение учеников старших классов для выявления престижных и непрестижных профессий. 3. определить мотивы выбора профессии учитель учителями - выпускниками Оксовской ОСШ. 4. выявить причины « старения » профессии учителя 5. выявить методы государственной поддержки учителей ;
Методы исследования: Анкетирование Собеседование Сопоставление Анализ профессиональной деятельности Изучение общих мотивов выбора профессии
главными мотивами выбора педагогической профессии учителями – выпускниками Оксовской ОСШ в отличии от российских статистических данных являются авторитет учителя – наставника и влияние семьи. Гипотеза:
Объект исследования: мотивы выбора профессии учитель учителями – выпускниками школы. Предмет исследования: учителя – выпускники Оксовской ОСШ.
План работы: 1. Условия формирования и мотивы выбора профессии советскими и российскими школьниками. 2. Анализ анкетирования старшеклассников и выпускников Оксовской ОСШ, студентов педагогических учебных заведений. 3. Мотивы выбора профессии выпускников Оксовской школы, выбравших профессию учителя. 4. Анализ профессиональной деятельности учителей - выпускников Оксовской ОСШ. 5. Признаки старения профессии учитель на примере Оксовской ОСШ. 6. Решение проблемы дефицита учительских кадров.
СОЦИАЛЬНЫЕСОЦИАЛЬНЫЕ МОРАЛЬНЫЕМОРАЛЬНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕТВОРЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕСТИЖНЫЕПРЕСТИЖНЫЕ УТИЛИТАРНЫЕУТИЛИТАРНЫЕ
Мотивы выбора профессии старшеклассниками школы Востребованные профессии- психолог, врач- стоматолог, юрист, экономист, полицейский, сотрудник МЧС. Факторы влияющие на выбор профессии- Социальная престижность – 53% Заработная плата – 53% Возможность приносить людям пользу - 84% Интерес к содержанию – 46% Возможность иметь свободное время – 15 %
Источники получения информации о будущей профессии учащиеся указали Родители – 61 % Родственники, друзья - 38% Учителя – 38% СМИ, Интернет – 61%
Лопатин Владимир Валентинович Учитель русского языка и литературы Луговская Ирина Петровна Учитель русского языка и литературы Дементьева Наталья Александровна, заместитель директора по ВР Цуркан Надежда Михайловна, директор школы Шевелёва Людмила Станиславовна, учитель 1 квалификационной категории Шульгина Галина Александровна, руководитель МО
Мотивы выбора профессии учителей Оксовской ОСШ 1. Образ учителя, Влюблённость в учителя, Влияние учителя- 67% 2. Советы родителей и семейные традиции- 33%
Что привлекает наших учителей в своей работе Нравится работать с детьми Удовлетворение от своего труда, Видимый результат Считают, что педагогика это призвание Постоянное саморазвитие
Возрастной состав учителей школы
Низкая заработная плата ( В 1940 г. заработная плата учителя составляла 97 % от уровня средней заработной платы в промышленности; в 1970 г. – 72%; в 1980 г. – 73%; в 1990 г. – 65 %; в 2001 г- 43,7 %.) – 95% Не престижность профессии, непривлекательный образ учителя создают СМИ и кино.- 63% Большая загруженность педагога, практически отсутствие свободного времени – 82% документации - 91% Не обдуманный, случайный выбор профессии – 14% Переизбыток документации - 91% Отсутствие жилья- 60% Дефицит учительских кадров (результаты анкетирования выпускников педагогических заведений )
Политика государства в области образования Повышение престижа учительской профессии Повышение заработной платы Обеспечение молодых учителей жильем Федеральный грант в размере 500 тысяч рублей. возможности для повышения квалификации педагогов Глава государства также призвал Минобрнауки РФ сокращать количество документации в школах и активнее переходить на электронный документооборот.