Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного развития, воспитания учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Advertisements

Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
1 Мир, в котором я живу.. 2 Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся.
Муниципальное нетиповое общеобразовательное учреждение «Г ИМНАЗИЯ 1 ГОРОДА Б ЕЛОВО »
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Д УХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Составитель Крестова З.В.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Цель духовно-нравственного воспитания социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества,
Автор проекта : учитель начальных классов МБОУ СОШ 20 Е. В. Шпак Научный руководитель : к. п. н Н. В. Подосинникова, доцент кафедры технологии и предпринимательства.
Транксрипт:

Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного развития, воспитания учащихся

Программа духовно-нравственного развития направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Закон «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт образования; Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников; Концепция УМК «Школа России» Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития учащихся являются :

Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся содержит шесть разделов: 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. 2. Основные направления духовно-нравственного развития учащихся. 3. Содержание духовно-нравственного развития учащихся. 4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию учащихся. 5. Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся. 6. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Цель программы: создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления личности школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов. I. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше». Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи. Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей. Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи Задачи:

Портрет будущего выпускника – гражданина России Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться. Любящий родной край и свою страну, не разделяющий мир на чужих и своих. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение, принимающий решения с учётом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

II. Основные направления духовно – нравственного развития учащихся Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

III. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, в котором данные ценности будут реализовываться в практической жизнедеятельности: в содержании и построении уроков; в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; в личном примере ученикам.

Социально открытое пространство нравственного уклада жизни учащихся осуществляется на основе следующих принципов: Принцип ориентации на идеал. Принцип следования нравственному примеру. Принцип диалогического общения. Принцип индивидуально-личностного развития. Принцип социальной востребованности воспитания.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов: УМК «Школа России» Социальные проекты Создание среды школьного пространства Целевые программы

IV. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно- нравственному развитию и воспитанию учащихся Основными задачами в работе с родителями являются: развитие у родителей способности оказывать поддержку; развитие конструктивных способов взаимодействия; поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций; увеличение взаимной открытости; улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся школьного возраста основывается на следующих принципах: совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям); поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей); содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы взаимодействия семьи и школы: родительские собрания и конференции; индивидуальные консультации; родительский лекторий; информационные уголки для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений) дн и открытых дверей

V. Планируемые результаты духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся Направления Планируемые результаты: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; начальные представления о правах и обязанностях чело века, гражданина, семьянина, товарища.

Направления Планируемые результаты: Воспитание нравственных чувств и этического сознания представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним

Воспитание нравственных чувств и этического сознания начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним Направления Планируемые результаты: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое отношение к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

Направления Планируемые результаты: Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; личный опыт здоровьесберегающей деятельности; представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Направления Планируемые результаты: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) ценностное отношение к природе; опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах

VI. Критерии эффективности функционирования Программы духовно- нравственного развития и воспитания школьников Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания школьников является нравственное развитие ребенка и становление личностных характеристик выпускника школы. Объективная оценка определяется социологическими и психолого-педагогическими исследованиями (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов). Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.

Используемые диагностики - диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); - диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); - изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской) - диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); - диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); - диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); - письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»; - диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); - диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.