L/O/G/O Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью Г.М. Коджаспирова
Функции самообразования (по М.Князевой) Экстенсивная накопление, приобретение новых знаний Ориентировочная определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе Компенсаторная преодоление недостатков образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре Саморазвития развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей и др. Методологическая формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия Омолаживания преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте Психотерапевтическая сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни Геронтологическая поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма
Низкий Средний Высокий Уровни самообразования Наивысший Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки), при отсутствии у него необходимой образовательной культуры Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской) Присущ таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер
Эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников) Творческий рост учителя Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс
Технология организации самообразовательной деятельности Установочный 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап Обучающий ПрактическийТеоретический Итогово- контрольный Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий Знакомство с психолого- педагогической и методической литературой по выбранной проблеме На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы Осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО; посещение и анализ открытых уроков и др. коллективные формы работы Педагог подводит итоги работы, обобщает наблюдения, оформляет результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе
Работу над темой самообразования учитель строит, отвечая последовательно на следующие вопросы: Если учитель не удовлетворён результатами, то цикл повторяется сначала, если получает то, чего хотел добиться, то вычленяет следующую проблему в своей деятельности и работает над её решением Чего я хочу добиться? (Формирование образа желаемого) Где я в настоящее время? (Определение сильных и слабых сторон нынешнего положения) На что следует обратить внимание? (Ключевые вопросы, приоритеты, постановка задач) Как прийти к желаемому? (Последовательность действий, приёмов, средств, разработка критериев) Насколько успешно движение? (Оценивание эффективности процесса: контроль за происходящим) Чего удалось достичь? (Насколько далеко удалось подвинуться. Удовлетворен (а) ли я?)