« П ОРТФОЛИО » КАК СИСТЕМА НАКОПИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
«Портфолио» - совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся
Ц ЕЛЬ « ПОРТФОЛИО » - ВЫПОЛНЯТЬ РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ И, НАРЯДУ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЭКЗАМЕНОВ, ОПРЕДЕЛЯТЬ РЕЙТИНГ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Ф ИЛОСОФИЯ УЧЕБНОГО ПОРТФОЛИО ПРЕДПОЛАГАЕТ : смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Ф УНКЦИИ « ПОРТФОЛИО » Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени Целеполагания - поддерживает учебные цели Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений
П РОЦЕДУРА САМООЦЕНКИ ВКЛЮЧАЕТ : Разработку учителем четких эталонов оценивания и ознакомление с ними обучающихся; Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты; Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
П ОРТФОЛИО МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ : Коллекцию работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области. Многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.
М ЕХАНИЗМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПОМОЩЬЮ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ И « ПОРТФОЛИО » Зачисление в профильные классы школ Построение образовательного рейтинга каждого выпускника Муниципальная экзаменационная Комиссия: (4 экзамена: Русский язык, Математика, 2 экзамена по выбору)+ «Портфолио» Выпускники 9-х классов
П ОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЙТИНГА УЧЕНИКА Итоговая аттестация (экзамен по русскому языку и математике +два экзамена по выбору) Индивидуальная накопительная оценка (портфолио)
П РИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЙТИНГА Открытость Прозрачность Простота Доступность Полнота представления
Р АЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИО "Портфолио документов" "Портфолио работ" "Портфолио отзывов"
«П ОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ » СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ ( ДОКУМЕНТИРОВАННЫЕ ) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ. Вид представления Достоинства Ограничения Вкладыш в аттестат Диплом Грамота Свидетельство возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
П РИМЕРНАЯ СХЕМА ИСЧИСЛЕНИЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО Позиции КомпонентыРезультаты - баллы Обязательные экзамены - федеральные Математика Русский язык До 5 Экзамены по выбору - два Экзамен 1 Экзамен 2 До 5 Блок А Олимпиады Международная (Победитель или призер) Всероссийская Победитель Призер Республиканская Победитель областная,краевая Призер Городская Победитель Призер
П РИМЕРНАЯ СХЕМА ИСЧИСЛЕНИЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО Позиции КомпонентыРезультаты - баллы Блок Б Иные сертификаты Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями доп.образования, вузами, фондами и др. Образовательное тестирование и конкурсы по предметам Конкурсы и мероприятия, организованные ОУ От 1 до 5 Итоговый рейтинг = сумма результатов по 4 экзаменам + 1 макс. балл из портфолио Максимальный рейтинг = 30 баллов Минимальный = 12 баллов
С ЕРТИФИКАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, гранты (международного,федерального, республиканского уровней) Дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований и т. п. (муниципального, городского, окружного, школьного уровней) Сертификаты учреждений дополнительного образования и сторонних организаций, осуществляющих официальное взаимодействие с органами образования
«П ОРТФОЛИО РАБОТ » собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности : участие в научных конференциях, конкурсах, соревнованиях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
«П ОРТФОЛИО РАБОТ » Вид представления Достоинства (преимущества) Ограничения Ведомость (или маршрутный лист) о прохождении курсов по выбору (на основании итоговой ведомости учителя) маршрутный лист по выбору ведомости Творческая книжка с приложением работ Фотографии Электронные документы Видеозаписи Модели, проекты качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения, представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей
«П ОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ » включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и ее результатам
«П ОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ » Вид представления Достоинства (преимущества) Ограничения Текст ы заключений Р ецензи и Отзывы Р езюме Эссе Ре комендательн ы е письма и прочее Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления Сложность формализации и учета собранной информации
В ИДЫ « ПОРТФОЛИО » Портфолио документации (рабочий) Портфолио процесса Портфолио показательный Портфолио оценочный
П ОРТФОЛИО ДОКУМЕНТАЦИИ ( РАБОЧИЙ ) Этот портфолио показывает развитие и рост в обучении учащихся. В нем представлены работы и идентифицированные результаты, собранные на протяжении всего периода обучения. Этот портфолио может включать все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата.
П ОРТФОЛИО ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ Используется для суммирования мастерства учащихся, полученного по определенным направлениям. Включает лучшие работы учащихся, отобранные как самими учащимися, так и учителями. Включаются в портфолио только законченные работы. Включает электронные отчеты по завершенной работе, фотографии, видеозаписи. Включает письменный анализ или реакцию учащегося на законченный процесс, определяющий включенные работы.
П ОРТФОЛИО ПРОЦЕССА Этот портфолио включает все документы, отражающие подходы ко всем аспектам процесса обучения. Показывает объединение имеющихся у учащихся знаний и навыков для выполнения различных видов работ (интегративный подход). Отражает рефлексию учащегося на процесс обучения с помощью журналов, записей, отзывов и т. п.
П ОРТФОЛИО ОЦЕНОЧНЫЙ И СПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РОСТА ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ, А ТАКЖЕ ОТНОШЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ УЧЕБНОЙ ОБСТАНОВКЕ. Собирая оценочный портфолио, учащийся участвует в отборе содержания, обосновывает критерии для отбора содержания и его оценивания. Процесс сбора работ является целеустремленным, совместным, само рефлексивным, выполненным в процессе обучения. Оценочный портфолио касается деятельности, которая развивается в ходе естественных взаимодействий и действий в классной комнате. «Культура портфолио» поддерживает общение учеников, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и умеют делать.
К РИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления); Сформированность умения решать задачи; Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и др.); Развитость коммуникативных умений (работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать мысли и др.); Сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).