Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
Самостоятельную деятельность учащихся ( индивидуальную, парную, групповую ); Совокупность разнообразных методов и средств обучения ; Интеграцию знаний и умений из различных областей ; Конкретно - практический результат, готовый к использованию.
Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта. Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой - либо внешне выраженной форме. Поиск информации - сбор информации : обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации. Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы. Презентация – публичное предъявление результатов проекта. Портфолио ( папка ) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Классификация проектов по доминирующей деятельности: исследовательский ; практико – ориентированный ( прикладной ); информационный ( ознакомительно - ориентировочный ); творческий ; ролевой ( игровой ); телекоммуникационный.
внутри классные ; меж классные ; внутришкольные ; межшкольные ; городские ; региональные ; межрегиональные.
мини – проект – урока ; краткосрочный – от 3 до 6 уроков ; среднесрочный – от 2 недель до 2 месяцев ; долгосрочный - от одной четверти и более ; годичный – весь учебный год.
индивидуальный проект ; парный проект ; групповой проект.
название проекта ; заказчик проекта ; руководитель проекта ; учебный предмет ; тип проекта по классификации ; тема учебно - тематического планирования предмета ; цели : образовательные, развивающие, воспитательные ; знания, умения и общеучебные навыки, которые приобретут участники проекта ; состав и учебно - тематические задачи каждой группы ; вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса ); необходимое оборудование ; этапы работы над проектом ; предполагаемый продукт проекта.
I этап - мотивационный учитель : заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой ; ученики : обсуждают задание, предлагают собственные идеи ; создают рабочие группы ;
определяются тема и цели проекта ; формулируются и уточняются задачи ; уточняется информация ( источники ); вырабатывается план действий ; определяются средства достижения цели ; устанавливаются критерии оценки результата и процесса ; согласовываются способы совместной деятельности.
Ученики : собирают материал ; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия ; проводят исследование ; работают с литературой и другими источниками ; непосредственно выполняют проект ; оформляют проект ; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты. Учитель : наблюдает за ходом выполнения проекта ; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта ; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь ; участвует в заседаниях групп ; оказывает содействие процессу творчества учащихся ; сам является источником информации.
Ученики : представляют проекты на экспертизу ; защищают проект ; участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы ; оценивают достижение поставленных целей ; осуществляют устную или письменную самооценку ; исправляют или дополняют содержание проекта ; рефлексируют ; Учитель : выступает участником коллективной оценочной деятельности ; переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибалльную систему оценивания.
Как называется ваш проект ? Назови главный вопрос ( проблему ) вашего проекта. Почему важно ответить на этот вопрос ( решить проблему )? Зачем вы делаете этот проект ? Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос ( решить проблему )? Расскажите ( расскажи ), что у вас получилось ? Каково назначение вашего ( твоего ) проектного изделия ? Что вам удалось выполнить сразу и почему ? Что вызвало у вас наибольшее затруднение ? Сможешь ( сможете ли вы ) ли ты назвать причину ? Оцени качество выполнения и оформления проекта. Что особенно понравилось в работе над проектом ? Расскажи о своей роли в проекте. Доволен ли результатом своей работы ? Чему ты научился во время участия в данном проекте ?
Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., Джужук И. И. Метод проектов в контексте личностно - ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов, Олейник О. В. Проектная деятельность. Методика обучения. Проекты по русскому языку 2-4 классы ; М.: « Вако », Интернет – ресурсы.