Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Выполнила: Уманец Юлия Владимировна
Коллективный способ обучения Дьяченко Виталий Кузьмич
«Все обучают каждого, и каждый обучает всех» Дьяченко В.К. Дьяченко В.К.
Биография Дьяченко В.К. Кандидат педагогических наук, профессор. Автор 13 монографий по дидактике и проблемам создания коллективного способа обучения. Заведующий кафедрой Новые педагогические технологии Красноярского краевого ИПК РО. В движении КСО - с 1941 года. Родился он в далеком 1923 году в с. Жаботино Каменского района будущей Кировоградской области. В феврале 1940 года приехал Виталий в Москву и стал учится в школе 276. Выпускной вечер будущего педагога совпал с началом Великой Отечественной войны. Как и всех ребят его поколения его не обошла война. На долю В.К. Дьяченко выпала служба в парашютно-десантных войсках, недолгое пребывание на фронте; в 1942 году из-за заболевания туберкулезом он был комиссован. Впереди были годы лечения и учеба в Киевском педагогическом институте. Успешное окончание института ознаменовалось принятием в аспирантуру, преподаванием логики в своем вузе.
Четыре структуры общения людей в обществе: Опосредованное – один человек без непосредственного контакта с другим Два человека – пара, общение в паре Три человека и больше – общение в малой или большой группе Общение в динамических парах (или парах сменного состава)
В структуру «коллективного способа организации обучения» входит: Индивидуальная работа ученика с учителем Работа ученика с источником знаний Работа в группе сверстников Взаимное обучение
Особенности коллективной формы работы: В каждый момент общения (работы) половина учащихся говорит, половина слушает. Каждый участник занятий попеременно является, то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий (ученика) – учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Деятельность каждого ученика является общественно полезной, так как он не только учится, но и постоянно, систематически обучает других.
Основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый - всех. Каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей по учебной работе. Каждую изучаемую тему, участник занятий может излагать другим участникам, работая с каждым по очереди до полного, прочного и всестороннего овладения ею. Важнейшая задача педагога – руководителя – формировать мастерство, искусство преподавания у каждого ученика.
Полное совпадение, единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем больше я обучаю других, тем больше я знаю сам. Преподаватель – руководитель по своему усмотрению привлекает к общей и регулярной работе, если это целесообразно и диктуется конкретными условиями, родителей, учеников старших классов, представителей общественности.
Сколько бы учеников одновременно не обучал учитель, коллективного обучения он создать не может. Коллективное обучение по утверждению В.К. Дьяченко, появляется только в том случае, когда в обучении данной группы принимают активное и систематическое участие все её члены. Тогда группа становится самообучающейся. Коллективное обучение характеризуется не тем, что один учит все время всех, а, напротив, всегда действует «самообучающаяся группа».
При классно-урочной системе приходится: Игнорировать зону ближайшего развития; Всем ученикам навязывать одни и те же сроки обучения. Переход на технологию коллективной формы обучения, дает возможность каждому школьнику продвигаться вперед по его способностям, т.е. в соответствии с зоной ближайшего развития каждого.
Для организации коллективной работы нужно разделить учеников на группы – рабочие коллективы, поставить перед каждым из этих коллективов учебные задачи, осуществляя при этом разделение труда между учащимися.
0 основы коллективной деятельности в классе: В делах класса обязательно участвуют все ученики, выбирая по желанию свою долю общего дела. Отказ от участия вызывает осуждение не только педагога, но и друзей. От участия одного ученика зависит результат деятельности другого, это налагает особую ответственность, заставляет подростка делать моральный выбор не в пользу собственного "Я", а в интересах другого человека. Функция руководителя дается попеременно всем ученикам класса. После проведения дела обязательно подведение итогов по следующим позициям: - "Я" - оценка своего участия - "МЫ" ? кто и в чем из одноклассников отличился, (кого благодарим и за что) - Что не получилось, почему?
Коллективные занятия можно разделить на две большие группы: 1. По горизонтали; Она позволяет применять некоторые коллективные методики при классно- урочной системе: Взаимные диктанты; Взаимообмен заданиями; Работа по вопросникам.
2. По вертикали: С самого начала исчезают как уроки, так и классы, а значит, ни о каком сочетании групповой формы обучения и коллективной формы обучения и речи быть не может. В этом случае обучение уже строится по принципу "лестницы": один ученик еще только начинает изучать тему, а другой уже заканчивает учебный курс.
Главный критерий технологии коллективной формы обучения: все дети учатся! Только с разными темпами и на разных уровнях: Одни овладеют только базовым Другие продвинутся на повышенный А кому-то удастся освоить высокий
Использование предложений В.К. Дьяченко в практической, экспериментальной работе в школах, работающих по системе одаренный ребенок в массовой школе, показало, что эта форма организации позволяет постоянно каждому из учащихся брать на себя заботу о других детях, направляя их в исследовании самых разных учебных проблем, помогая освоить ту, или иную тему, благодаря этому, существенно меняются отношения в борьбе за первенство в группе. Это дает возможность каждому ребенку продвигаться со своей собственной скоростью – быстрее или медленнее, чем все остальные.