Планирование образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии ФГТ Перспективное и календарное планирование Выполнила: Занкевич С.Ю Методист ИМЦ Красносельского района
Планирование образовательного процесса строится с учетом: принципа интеграции образовательных областей; комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса. Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. В качестве «видов тем» могут выступать «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др. Примерный цикл тем ( Таблица 1, 2) разрабатывается для каждой возрастной группы ГДОУ на учебный год на основе изучения: -содержания комплексной и парциальных программ, реализуемых в ГДОУ, --национально- культурных и природных особенностей региона; -актуальных интересов детей; -календаря праздников и праздничных дат на текущий год; -методических рекомендаций к «Этнокалендарю Санкт-Петербурга»
Таблица 1 Комплексно-тематическое перспективное планирование Цикл тем в группе __________________________ на учебный год (на год, полугодие) – I вариант Мес яц Номер недели месяца ТемаРазвернутое содержание работыФорма и название итогового мероприятия (события/праздника, др.) ТемаПознавательно- речевое Социально- личностное Художественно -эстетическое Физичес- кое
Таблица 2 Комплексно-тематическое перспективное планирование Цикл тем в группе __________________________ на учебный год (на год, полугодие) – IIвариант МесяцНомер недели месяца ТемаФорма и название итогового мероприятия (события/праздника, др.) Сентябрь
Изучению одной темы уделяется от одной до четырех недель. Освоение детьми определенного содержания завершается организацией кульминационного момента, итогового события: досуга, праздника, выставки, спектакля, встречи с интересными людьми, презентации детских проектов и др. Это повышает мотивированность детской деятельности; способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности дошкольников; обеспечивает снижение психологических нагрузок на детей при усилении развивающего эффекта образовательного процесса. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ. Цикл тем может корректироваться в связи с событиями, значимыми для группы/детского сада/города; интересами детей и др. На основе цикла тем разрабатываются примерные комплексно-тематические планы (Таблица 3). Перспективное планирование содержания воспитательно-образовательной работы представляет собой взаимосвязанную цепочку введения детей в рассматриваемую тему (явление), ее освоение в процессе: непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми; совместной образовательной деятельности педагога с детьми в режимных моментах; самостоятельной детской деятельности в условиях развивающей предметной среды группы, стимулирующей процессы саморазвития ребенка, его творческие проявления. В комплексно-тематических планах отражается взаимодействие с семьями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
таблица 3 Комплексно-тематический план образовательной работы в детского сада по теме: На I – II – III - IV недели (в зависимости от объема материала) Задачи: Итоговые события: Направления развития Физическое развитиеСоциально-личностноеХудожественно- эстетическое Познавательно-речевое Образователь ные области Физическая культура здоровьеСоциализа ция ТрудБезопас- ность Художестве нное творчество МузыкаПознан ие Чтение художе ственн ой л-ры коммуникация Виды совместной деятельности
Таблица 3 (продолжение таблицы) Комплексно-тематический план образовательной работы в группе детского сада по теме: На I – II – III - IV недели (в зависимости от объема материала) Задачи: Итоговые события прогулкаПланируется по структуре на II недели, на месяц ( на каждую неделю – таблица) – планирование прогулки: наблюдения, трудовая деятельность, игровая деятельность, индивидуальная работа ( пустые графы) Создание условий для самостоятельной деятельности детей Книжный уголок: Центр сюжетно-ролевых игр: Центр строительно-конструктивных игр: Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр: Центр продуктивных видов деятельности: Взаимодействие с семьей
. Образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения. (Таблица 4). В календарном плане выделяется оптимальное время для детской игры, как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника, в которой формируются новые качества психики и личности ребенка: коммуникативные способности, способность к символизации, произвольность поведения, воображение, фантазия, целеполагание, умственный план действия и др.
Таблица 4 План образовательной работы в старшей группе детского сада (календарный) режим н ы е м о м е н т ы режим н ы е м о м е н т ы Облас т и Облас т и Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Самостоятельная деятельность детей (создание условий) Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми (театрами, спортивными, художественны ми школами, общеобразовательны ми учреждениями). Групповая, подгрупповая Индивидуальная
Расписание непосредственно образовательной деятельности Дни неделиНепосредственно образовательная деятельность I половина дняII половина дня Понедельник ( ) I. Познание: формирование целостной картины мира (предметное/природное окружение/явления общественной жизни) II. Художественное творчество: рисование III. Музыка Вторник ( ) I. Познание: ФЭМП II. Художественное творчество: лепка/аппликация III. Физическая культура Среда ( ) I. Познание: познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность) II. Коммуникация/Чтение художественной литературы III. Музыка Четверг ( ) I. Познание: формирование целостной картины мира (предметное/природное окружение/явления общественной жизни) II. Художественное творчество: рисование III. Физическая культура Пятница ( ) I. Коммуникация/Чтение художественной литературы II. Физическая культура Недельная образовательная нагрузка: 6.15
Непосредственно образовательная деятельность Таблица 4 (продолжение таблицы) Непосредственно образовательная деятельность ( в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности) Образовательная область : Тема. ( Источник) Цель: Виды детской деятельности (формы работы педагога с детьми) Планируемые результаты