Культурологический подход в образовании Выступление на расширенном заседании лаборатории культурно –ценностных ориентаций отдела общего начального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуально- групповой Ценностно- ориентационный Функционально- деятельностный Пространственно- временной Диагностико- аналитический.
Advertisements

Воспитательная система класса Мастер – класс для классных руководителей. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
ТЕМА «Место и роль воспитательной системы класса в образовательной системе учреждения»
Лекция 4 «Основные методологические подходы в педагогике»
ГБОУ СПО СО «Горнозаводское училище (колледж)» «Демидовская адаптивная ГБОУ СПО СО «Горнозаводское училище (колледж)» «Демидовская адаптивная.
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Социальное развитие (социализация) процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально- культурного.
- воспитание не должно быть формальным, а должно быть ориентировано на ребёнка ; - в воспитании не может быть мелочей ; - воспитание должно быть ориентировано.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Формирование социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности. Тригуб Е.С. учитель начальных классов.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различие добра и зла), эстетической.
Взаимодействие в образовательной среде детский сад – начальная школа в условиях введения ФГТ ДО и ФГОС НО докладчик: Пуляевская О.В., к.психол.н., доцент,
КГКОУ «Детский дом 30» Г.Хабаровск 2013 год 2013 год СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Концепция воспитания в системе непрерывного образования утверждена приказом МОН РК 521 от 16 ноября 2009 года и рекомендовано организациям непрерывного.
Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе ЯКУШ Ю.И. Директор МОУ «школа.
это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и.
ФГОС НОО как совокупность требований, обязательных при реализации ООП НОО образовательными учреждениями
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Руководитель: заместитель директора по воспитательной работе Гущина Марина Евгеньевна МБОУ СОШ 139.
Транксрипт:

Культурологический подход в образовании Выступление на расширенном заседании лаборатории культурно –ценностных ориентаций отдела общего начального образования ЦОО ФГУ ФИРО Докладчик Новицкая М.Ю.

Подход в образовании – это методологическая ориентация, которая базируется на определенной философской основе и определяет использование характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности.

Подход в образовании Подход включает в себя три основных компонента: основные понятия; принципы отбора содержания и способов организации образования; технологии, методы и приемы построения образовательного процесса. Подход определяет всю совокупность содержания, методов, средств и способов деятельности, применяемых в педагогическом процессе.

Культурологический подход в образовании – это методологическая ориентация, которая своей философской основой имеет аксиологический (ценностный) вектор в педагогической деятельности. обоснован наследием отечественной философской и общественной мысли в лице таких ее представителей, как П.Чаадаев, А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, В.Соловьев, Н.Бердяев, Н.Федоров, К.Аксаков, А.Хомяков, И.Киреевский, Н.Данилевский, К.Леонтьев, И.Ильин, П.Сорокин.

Основные понятия культурологического подхода: Культура – это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизнедеятельности людей, а также в созданных и создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура – это процесс и результат создания, хранения, распространения и освоения культурных ценностей.

Основные понятия культурологического подхода: Образование – это историко- культурный феномен, процесс и условие развития духовных на­чал народа и каждого индивида. Человек – создатель и носитель культуры, субъект культурно- исторического процесса.

Цель системы образования с позиции культурологического подхода формирование человека как субъекта культурно-исторического процесса, чувствующего свою ответственность перед будущим как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем (А.С.Арсеньев).

Принципы отбора содержания и способов организации образования на основе культурологического подхода: Системность в актуализации и использовании культурно-исторического, национально-этнического, социально- педагогического наследия. Преемственность культурно- исторического, национально-этнического, социально-педагогического опыта.

Принципы отбора содержания и способов организации образования на основе культурологического подхода: Приоритет базовых общечеловеческих интересов в организации процесса освоения культурных ценностей, принцип гуманизма в содержании образования. Становление ребенка как субъекта культуротворческой деятельности. Синтез традиций и инноваций в образовании.

Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе культурологического подхода: I. Культуросообразность: 1. соответствие многообразию и разнообразию культуры общества и сообществ; 2. обеспечение условий культурного и субкультурного самоопределения и культурной идентификации ребенка;

Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе культурологического подхода: I. Культуросообразность: 3. построение образовательной среды на основе равноправного диалога и полилога культур и культурных ценностей при условии идеального миро чувствования в материнской культурно-исторической традиции;

Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе культурологического подхода: 4. обеспечение системы культурных функций (трансляция культурного опыта; воспитание на культурных образцах; регуляция и саморегуляция; коммуникация на основе культуры; социализации личности; распространение и сохранение культуры; воспроизведение и создание культурных артефактов и т.д.); 5. раскрытие личностной культуры ребенка и взрослого.

Специфика технологии, методов и приёмов построения образовательного процесса на основе культурологического подхода: II. Продуктивность как важнейшее качество деятельностного характера образовательного процесса; III. Свободное творческое проявление личностной культуры каждого участника образовательного процесса (ребёнка и взрослого – педагогов, родителей и др. ) и обеспечение роста личностной культуры.

На основе культурологического подхода строятся: содержание учебных эстетических и этических курсов; ценностная составляющая, интегрированная во все школьные предметы; содержание воспитательной работы; содержание межличностного общения ребёнка и взрослого;

На основе культурологического подхода строятся: учебно-воспитательная среда школы (совокупность материально- технических, знаково-символических, информационных и психолого- педагогических условий, влияющих на культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения); управление учебным и социально- воспитательным процессом.

Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании По ценностям: Бытийная; духовно-нравственная; эстетическая; интеллектуальная

Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании По локализации в структуре человечества и личности: Общечеловеческая; национальная; этническая; региональная; субкультура; коллективная; индивидуальная

Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании По деятельности человека: Художественная; трудовая; учебная; общения; досуга; политическая; информационная; бытовая; социальная; отраслевая

Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании По виду художественной деятельности (виду искусства): Литературная; театральная; музыкальная; изобразительная; танцевальная; и т.д.

Системность культуры как основа интеграции культурологического и системно-деятельностного подходов в современном образовании По временному и пространственному критериям : Древнего мира; Средневековья; Нового и новейшего времени. Европейская, азиатская, Африканская..

Спасибо за внимание!