Школа – Какой мы ее видим? Программа обусловлена особой ролью школы в подготовке кадровых ресурсов для решения новых задач социально- экономического развития страны до 2020 г. Школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России
Стандарт «первого поколения» Необходимость в разработке государственного образовательного стандарта (ГОС) «первого поколения», принятого в 2004 г., возникла в условиях сложившейся в начале 90-х годов прошлого века ситуации многообразия образовательных систем образования. основное назначение стандартов того времени – сохранение единого базового ядра образования в российских школах (федерального компонента государственного стандарта общего образования) за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.
Структура стандарта «первого поколения». Все версии стандартов первого поколения имели структуру, состоящую из трёх компонентов: минимума содержания требований к уровню подготовки выпускников максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, нормативы учебного времени. Предусматривалось снятие перегрузки обучающихся, повышение доступности, качества и эффективности образования. Федеральный компонент представлен на базовом и профильном уровнях.
Структура стандарта «первого поколения». Сопутствующие нормативные акты и документы: Федеральный базисный учебный план Примерные программы по учебным предметам Контрольно-измерительные материалы Критерий присвоения учебным изданиям грифов Государственный контроль: государственная итоговая аттестация выпускников и аттестация и аккредитация учреждений.
Структура стандарта «второго поколения» Основные общеобразовательные программы делятся на три группы: начального образования основного образования среднего (полного) общего образования. Проекты примерных основных общеобразовательных программ подготовлены. Это интегрированные документы.
Структура стандарта «второго поколения» Основная общеобразовательная программа состоит из нескольких частей: пояснительной записки характеристики целей образования для данной ступени общего образования (начального, основного, среднего (полного)) базисного учебного (образовательного) плана фундаментального ядра содержания примерных программ по отдельным учебным предметам программы формирования универсальных учебных действий рекомендаций по оценке учебных достижений учащихся материально-технические условия реализации программы программы воспитания и социализации.
Структура стандарта «второго поколения» Школы могут включать в образовательные программы дополнительные компоненты, которые отражают интересы регионов, потребности личности, образовательного учреждения. Освоение этих программ и будет основанием для получения документа об образовании.
Базисный учебный (или образовательный) план. инвариантная частьвариативная часть максимально допустимый объем аудиторной учебной нагрузки; общий объем нагрузки, которая будет финансироваться из бюджета; состав учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам и годам обучения. в начальной и основной школе составляет примерно 65%, а в старшей школе -35%. регламентирует количество часов, отводимых на обеспечение интересов и запросов учащихся, предусмотрен раздел «Внеурочная деятельность». в начальной и основной школе составляет примерно 35%. а в старшей школе– 65%.
Фундаментальное ядро содержания общего образования Базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Фундаментальное ядро общего образования разработано по русскому и иностранным языкам, литературе, географии, истории, обществознанию, математике, физике, химии и биологии.
Фундаментальное ядро содержания общего образования В нём фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе (ключевые теории, идеи, понятия, факты и др.), а также универсальные учебные действия
Фундаментальное ядро содержания общего образования Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов – определить: 1) Систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 2) Состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Универсальные учебные действия Обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью (познавательные действия, коммуникативные универсальные учебные действия). Все это содержится в особом документе – программе формирования универсальных учебных действий (создана с тем, чтобы объединить все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении).
Универсальные учебные действия (УУД) – неотъемлемая часть Фундаментального ядра В широком значении – умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствован ию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта В более узком – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Надпредметный уровень!
Виды универсальных учебных действий Личностные - жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные – действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование результатов деятельности, коррекция, оценка)
Виды универсальных учебных действий Познавательные – общеучебные, включая специально-предметные действия, определяющиеся содержанием конкретной дисциплины (постановка и решение проблем и т.д.) Коммуникативные – социальная компетентность, учет позиции других людей, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителей и сверстниками.
Примерная программа воспитания и социализации учащихся. В ней все виды внеурочной деятельности сгруппированы в шесть направлений: спортивно-оздоровительное художественно-эстетическое научно-познавательное патриотическое направление общественнополезная деятельность проектная деятельность. Направления пересекаются и частично перекрывают друг друга. Все они сохранятся и в программе для старшей школы.
Программа воспитания и социализации учащихся по своей новизне, может быть, один из самых серьезных для нашей школы документов. Она открывает направление деятельности, которая раньше системно никак не описывалась. На эту работу государство выделяет средства. Значит, по-другому нужно будет планировать и учебное время. Не обязательно первую половину дня будут занимать только аудиторные занятия, а вторую – внеучебная деятельность. Школа станет более разнообразной, будет лучше учитывать специфику своего местоположения. А стало быть – и более эффективной, более способной участвовать в формировании, возможно, самой «новой» привычки современного человека: привычки учиться.
Новая идеология новых стандартов Ключевой составляющей стандарта стали планируемые образовательные результаты (в новой редакции Закона они названы «Требования к освоению основных образовательных программ»).
Структура образовательных результатов в сфере образования Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Совокупность личностных, предметных и метапредметных результатов образования, которые определяют способность личности к решению значимых для нее познавательных и практических задач.
Требования к результатам образования предлагается разделить на два типа: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности. научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач. Неподлежащим формализованномуитоговому контролю аттестации подлежащим проверке и аттестации
Новая формула выстраивания траектории урока Планируемые образовательные результаты Соответствующие им виды учебной деятельности Необходимые средства обучения (в частности, средства ИКТ) для реализации учебной деятельности
ФГОС второго поколения повлечет за собой изменения в БУП Внеурочная деятельность как важная составная часть содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. В каждом классе школы предполагается выделить в среднем по 10 часов в неделю на внеурочную деятельность – спортивно-оздоровительную, познавательную и исследовательскую, художественно-эстетическую, трудовую и т.д. Базисный учебный план – Базисный образовательный план
РП отдельных учебных предметов, курсов. Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета, курса Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Содержание учебного предмета, курса Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Итак, … развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»
Учителя – основной ресурс российской школы.