Развитие речи младших школьников (из опыта работы) учителя начальных классов МБОУ «Пестенькинская НОШ»
«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной». М.Пришвин
Заповеди учителя Хорошо и много работать самой и учить этому своих учеников. Любить то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь. Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Творчество в организации внеклассной работы. Тревожить душу каждого ребенка, учить его думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли.
Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Место развития речи в системе обучения русского языка Система обучения грамматике Система развития речи Система обогащения речи лексическими средствами Система обогащения речи грамматическими произношениями Система развития навыков устной связной речи Система предупреждения и преодоления ошибок в произношении Система развития связной речи Система обучения русского языка Система развития навыков связной письменной речи
Задачи по развитию речи: обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений формирование навыков связной речи (устной и письменной)
Основные правила развития языковой способности Третье правило - логичность логичность Второе правило - систематичность систематичность Первое правило - наглядность наглядность
Ученые считают, что лучше всего использовать речевые способности ребенка до 10 лет. «Заговори, чтобы я тебя увидел» Сократ Сократ
С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому; работа над связной речью.
В обучении детей связной речи необходимо использовать материал разных источников: -собственный опыт жизни школьников; - наблюдения школьников; - материал, почерпнутый из книг; - из рассказов учителя; - различные картины, кинофильмы и др.; - разные жанры: повествование, описание, рассуждение.
Из школьных сочинений: «Лунная ночь. Тишина. Вдруг подул сильный ветер. Закружились снежинки в удивительном танце. Началась метель». Женя Б. «Ах, какая радость! Лед на реке тронулся! Вода в реке мутная. По мутной воде плывут громадные льдины. Прилетели грачи. Они вьют гнезда». Полина С. «Снежинки бывают разные: в виде цветка, звезды, утенка и шарика. Они переливаются разными цветами: фиолетовым, белым и розовым. Моя снежинка была в виде звезды». Данила Б.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи учащихся. Словарная работа складывается из четырёх направлений: Словарная работа складывается из четырёх направлений: Обогащение словаря (усвоение новых слов, которых школьники не знали) Обогащение словаря (усвоение новых слов, которых школьники не знали) Уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков и т.д.) Уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков и т.д.) Активизация словаря (включение как можно более широкого круга слов в речь учащегося, уместность их употребления в том или ином тексте) Активизация словаря (включение как можно более широкого круга слов в речь учащегося, уместность их употребления в том или ином тексте) Устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений Устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений
Работа над предложением и текстом Работа над предложением является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям.
Виды работы над предложением ответы на вопросы (только полные ответы); постановка учащимися вопросов к предложению; распространение предложения по вопросам и без вопросов; составление предложений на ту или иную тему( чаще всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе); составление предложений по картинке, по прочитанному тексту; составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения (звонкие ручейки, чудесная пора, золотая осень, удивительное время); соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное; переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими; восстановление деформированного предложения, текста.
Виды работы над текстом деление сплошного текста на отдельные предложения; составление связного текста по вопросам; составление связного текста из данных предложений; составление связного текста по опорным словам; составление связного текста из деформированных предложений; составление рассказа по данному началу; составление рассказа по его концу.
Закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Систематическая работа дает свои результаты. Возрос интерес учащихся к урокам русского языка Повысилась доказательность ответов учащихся Уменьшилось смещение звукового и буквенного анализа слов Возросла самостоятельность высказываний учащихся Повысилась культура поведения детей
В наших руках огромная возможность создать атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания.