Обломов и обломовщина как явление русской жизни. Проект для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Автор: Ягжина Юлия, 31 группа ПОБ_РЛ.
Основополагающий вопрос проекта Обломов- ребенок или безнравственный эгоист?
Кадры из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979) И.А. Гончаров ( )
Проблемные вопросы проекта 1. Как вы понимаете термин «обломовщина»? 2. Каковы причины одиночества Обломова? 3. Являются ли антиподами Обломов и Штольц? 4. Почему Ольга Ильинская обратила внимание на Обломова? Как развивалась их история любви? 5. Какова авторская позиция и способы ее выражения в романе?
Учебные вопросы проекта 1. В чем особенность композиции романа «Обломов»? 2. Какова роль сна Обломова в романе? 3. Какие художественные детали и помогают раскрыть образ главного героя? 4. Как можно охарактеризовать отношения Ильи Ильича с его гостями, с Захаром?
Вводные вопросы для дискуссии 1. Каковы творческий путь И.А.Гончарова и история создания романа «Обломов»? 2. В чем состоят отличительные особенности такого литературного жанра, как роман? 3. В каких, ранее изученных произведениях, фамилия или имя героев употреблены к качестве названия; о чем говорит такой выбор? 4. Каковы основные литературные направления 19 века? 5. Назовите основные социальные, политические события начала- середины 19 века.
Выберите группу, к которой вы примкнете: 1.Обломов- ребенок. Он добрый, доверчивый, наивный. Ему тяжело справляться с жизненными трудностями. 2.Обломов- безнравственный эгоист. Он не хочет развиваться, менять свой образ жизни. Он думает лишь о своем комфорте и спокойствии, старается не замечать того вреда, который он наносит окружающим своим паразитическим существованием. 3.Обломов- не в чем не виноват. Он- результат социального явления «обломовщина».
Задания для каждой группы 1. Разработайте тезисы для защиты/обвинения Обломова. 2. Подготовить весомые аргументы, подкрепленные цитатами, для литературной дискуссии с оппонентами, представляющими другие группы. 3. Для защиты позиции своей группы выберите ораторов (объяснение и обоснование тезисов) и адвокатов (воспроизведение цитат из текста).
Представление результатов 1. Каждая группа готовит презентацию, представляющую основные положения в пользу защиты/обвинения персонажа. 2.Ораторы, опираясь на помощь адвокатов, обосновывают точку зрения своей группы. 3. Слушая своих оппонентов, другие группы готовят вопросы, которые будут заданы после выступления.
График оценивания До начала работы над проектом Участие в дискуссии по вводным вопросам (от 1 до 5 баллов) В процессе работы над проектом Составление презентации (от 1 до 5 баллов) Использование цитат и литературной критики (от 1 до 5 баллов) После завершения работы над проектом Презентация каждой группы (от 1 до 10 баллов) Выступления ораторов и адвокатов (от 1 до 10 баллов) Участие в итоговой дискуссии (от 1 до 10 баллов)