Качество образования Качество обучения Соответствия требованиям потребителя - потребности учащихся; -- потребности родителей; --рынка труда; --общества и государства. Новые задачи школы умелый, мобильный, самостоятельно добывает и обрабатывает информацию формирование ключевых компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных) Использование новых педагогических технологий
Способ, в основе которого лежит развитее познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть и сформулировать проблему. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определённым образом. Способ, предполагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приёмов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей.
Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников: -изменение роли учителя (организатор, руководитель проекта, консультант); -обучение умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиск информации, практическое применение знаний, проведение исследований, презентация деятельности, её результатов, самоанализ); -- наличие избыточного информационного ресурса; --условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации; -социальная практика учащихся (организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
(на уроках, в самостоятельной работе, во внеурочное время) (творческий характер, даёт возможность накапливать опыт самостоятельно) Исследовательский, прикладной характер
Этапы работы над проектом 1. Аналитический Постановка цели проекта Определение задач проекта Определение способа разрешения проблемы Анализ рисков Составление плана проекта: пошаговое планирование работ; 2. Поисковый Моделирование идеальной ситуации Анализ имеющейся информации Определение и анализ проблемы 3. ПРАКТИЧЕСКИЙ Выполнение плана работ 4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ Предварительная оценка продукта Планирование презентации и подготовка презентационных материалов 5. КОНТРОЛЬНЫЙ Анализ результатов выполнения проекта
Педагог – фасилитатор (помощник) консультирует мотивирует провоцирует наблюдает Что представляет этот вид деятельности с точки зрения учителя? «…Это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: - проблематизация, целеполагание, планирование деятельности; -рефлексия и анализ деятельности группы; -поиск информации; -практическое применение академических знаний; -самообучение; -исследовательская и творческая деятельность; -презентация и самопрезентация.
выбирает (принимает решение) выстраивает систему взаимоотношений с людьми оценивает Что же такое работа над проектом с точки зрения ученика? «…Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет: - проявить себя индивидуально или в группе, - попробовать свои силы, - проявить свои знания, -показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит творческий характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей».
Взаимодействие учителя и ученика в рамках проекта. Педагогическая тонкость во взаимодействии учителя и ученика заключается в том, что ребёнок должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов, рождённых в процессе целеполагания и планирования. Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребёнка инициативы, тоже не следует. Ученик должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с мнением самого педагога. То есть диспозиция такова: «Мы ищем решение, и делаем это вместе только то, что сегодня ребёнок делает вместе со взрослым, завтра он сможет сделать самостоятельно… Л.С. Выготский
Иными словами: -если сегодня часть работы ребёнок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнить полностью самостоятельно; -если сегодня ребёнок всю работу, даже ту её часть которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнить подобную работу; -если сегодня ребёнок самостоятельно выполняет лишь то, что он уже делает сам, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то и завтра ребёнок так и не научится выполнять эту работу. Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность усвоить новые знания, умения и навыки (предметные и общеучебные) и усовершенствовать уже имеющиеся.
Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом. учёт возрастных особенностей учёт личностных потребностей учёт индивидуальных особенностей 5 – 6 классы Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребёнка 7 – 8 классы Участие по запросу учащегося Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях -обучающая. 9 – 10 классы Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося. -помогает применить и нарастить не только академические знания, но и использовать свой, пусть ещё незначительный, жизненный опыт, корректируя его; -позволяет приобрести новый жизненный опыт; -даёт возможность заявить о себе как о неповторимой личности -позволяет продемонстрировать свои сильные стороны; -стимулирует самопознание; -побуждает к формированию у подростков образа своего будущего, в том числе профессионального будущего; -позволяет узнать границы своих возможностей. Взаимодействие в проектной работе рождает совершенно новый тип отношений учителя и ученика – они действительно становятся соратниками, занятыми общим делом. Зачастую активной стороной сотрудничества становится ребёнок, он формулирует запрос к взрослому как носителю необходимой информации и опыта.
Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности учащегося Формируемая компетентность Практико- ориентированный Решение практических задач заказчика проекта. Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации. Практическая деятельность в определённой учебно-предметной области. Деятельностная. Исследователь ский Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом. Деятельность,связанная с экспериментирование м, логическими мыслительными операциями Мыслительная. Информацион ный Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу. Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжирование м информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации. Информационная. Творческий Привлечение интереса публики к проблеме проекта Произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и прочее. Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики. Коммуникативная. Игровой или ролевой Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией. Коммуникативная. Типы учебных проектов и ведущая деятельность учащихся.
Методы творчества, применяемые при проектировании: 1. Творческие методы проектирования: аналогия, ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, антропотехника. 2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада. 3. Методы, связанные с пересмотром постановки задачи: наводящая задача-аналог, изменение формулировки задачи, перечень недостатков, свободное выражение функции.
Способы включения проектной деятельности в работу школы Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность. Как правило, педагоги используют два подхода: - связь проектов с учебными темами (на уроке); - использование проектов во внеурочной деятельности. Для формирования проектных умений используется два вида урочных занятий. Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты.
Web-сайт Анализ данных социологического опроса Атлас, карта Видеофильм Выставка Газета, журнал Действующая фирма Законопроект Игра Коллекция Костюм Модель Музыкальное произведение Мультимедийный продукт Оформление кабинета Постановка Праздник Прогноз Система школьного самоуправления Справочник Сравнительно- сопоставительный анализ Учебное пособие Экскурсия
Этапы работы над проектом Деятельность в группе 1. Неявно сформулированная цель «Есть два листа бумаги А4, клей и ножницы. Необходимо построить башню» 2.Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» участниками проблемы «У нас есть проблема: необходима башня, сделанная из предложенных материалов. Возможно ли это? Сможем ли мы сделать её высокой, устойчивой и красивой?» 3. Целеполагание и ожидаемый результат (достижение цели должно способствовать решению проблемы проекта) «Наша цель – высокая, устойчивая, красивая башня, сделанная из бумаги при помощи ножниц и клея. Это позволит решить имеющуюся проблему». 4. Планирование а) постановка задач, исходящих из цели «Что делать? Какие шаги необходимо осуществить на пути к конечной цели?» б)определение последовательности предстоящих шагов «Когда делать? В какой последовательности будут осуществляться эти шаги?» в) выбор способов работы (технологии) «Как делать? Какие потребуются детали, как они будут соединяться между собой?» 5. Реализация плана Осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов соединения между собой. Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел. 6. Рефлексия Оценивание: удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленную цель, т.е. построить башню из предложенных материалов? Сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом: получилась ли высокая, устойчивая и красивая башня (опора на предложенные критерии оценивания). Анализ хода работы: какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться? Что не удалось и почему? Какие имеются перспективы работы? Самооценка. Как проявили свои личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения? 7. Презентация Демонстрация проектного продукта и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена. Самопрезентация приобретённого участниками нового опыта.