Личностные результаты; Метапредметные результаты; Предметные результаты. Требования к результатам:
«способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.
действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания: - общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.); - логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.); - постановка и решение проблемы.
действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция.
действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Метапредметный подход – подход, основанный на положениях мыследеятельностной педагогики. Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. Мыследеятельностная педагогика направлена на формирование теоретического мышления и универсальных способов деятельности. Ю.В. Громыко, д.ф.н.,
Система развивающего обучения В.В.Давыдова и методология система- мыследеятельностного подхода Г.П.Щедровицкого Мыследеятельностная педагогика Ю.В.Громыко
Мышление Понимание Коммуникация Рефлексия Действие
20-е годы 20 века Аристотель (III – IV в. до н. э.) 90-е годы 20 века ФГОС второго поколения
В древнегреческом языке предлог мета' (мета') и приставка мета- имеют значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между». Мета… - часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо переход к чему-либо другому (dic.academic.ru Большой энциклопедический словарь); В эпистемологии и психологии приставка «мета»- означает «о себе» (метаданные, метапамять, метатеория); Вслед за метафизикой, описывающей принципы, на которых основана физика, приставка «мета»- стала означать более высокий уровень обобщения, универсальности, интегральности
А.Г. Асмолов, д.пс.н.А.В. Хуторской, д.п.н.Ю.В. Громыко, д.ф.н.,
«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». «Наличие фундаментального образовательного объекта». Примеры мета предметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».
Метапредмет –учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. В качестве мета предметов Громыко Ю.В. выделены: «ЗНАК», «ЗНАНИЕ», «ЗАДАЧА», «ПРОБЛЕМА».
«Знак» «Задача»«Знание» «Проблема» математика литература » история другие
Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации на основе выделения главного в материале.
Метапредмет «Знак» Формирование УУД: -умение структурировать знания; -устанавливать причинно- следственные связи; -выстраивать логическую цепочку рассуждений; - моделировать и т.д.
Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями. Учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.
Метапредмет «Знание» Формирование УУД: -воображение; - установление аналогий, -построение логической цепочки рассуждений, - выдвижение гипотез и их обоснование, -контроль и коррекция, -прогнозирование, -конструирование и т.д.
Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения. Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройство процесса решения задач.
Одна из педагогических технологий, разработанных коллективом педагогов, работающих в мыследеятельностной педагогике. Принципиальной особенностью ЗФО является организация для учащегося ситуации, в которой у него не сработают имеющиеся способы действия при решении задачи, и учащийся будет вынужден строить новый способ.
наличие ситуации успеха; наличие «задания-ловушки». В ходе работы учащиеся обнаруживают, что имеющийся у них способ не работает. наличие текста рефлексии, когда учащиеся начинают отвечать на вопросы: В чем отличие Задания 1 и Задания 2? Почему невозможно применение Способа 1? Каким образом можно преодолеть возникшую трудность? выход на построение нового способа действия.
Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события. Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.
Выделение в культуре позиционного противопоставления относительно какого- либо вопроса. Например: «Проблема самоопределения русского зарубежья в годы ВОВ». 1. Представление двух позиций. Чтение авторских текстов. Определение позиций. Представление позиций в виде схемы. 2. Фиксация проблемы. 3. Самоопределение.
Метапредмет «Проблема» Формирование УУД: -самоопределение; -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; - анализ, синтез; - выбор критериев для классификации; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепочки рассуждений; - выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство; -установление аналогий и др.
технология развивающего обучения; технология критического мышления; проблемное обучение; ИКТ; метод проектов; ТРИЗ; технология оценивания образовательных достижений.
По мнению Ю.В.Громыко: Метапредметный урок-это урок, на котором школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
По мнению Громыко Н.В.: Метапредметный урок- это урок, целью которого является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса.
По мнению Хуторского А.В.: Метапредметный урок- это урок, целью которого является формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования
Для формирования познавательных УУД используются задания, начинающиеся со слов: изучите… опишите… объясните… составьте таблицу… пользуясь таблицей, выявите закономерность… на основании имеющихся данных постройте график… составьте словарик терминов по теме…
Для формирования регулятивных УУД используются задания, начинающиеся со слов: дайте характеристику химическому веществу по плану предыдущей характеристики … определите, как данный процесс будет проходить в других условиях… найдите соответствие между…
Для формирования коммуникативных УУД используются задания, начинающиеся со слов: Согласны ли вы с позицией автора произведения? Как вы относитесь к главному герою? Выскажите свое отношение… Как изменилось ваше настроение после..?
Регулятивные универсальные учебные действия. Задание: Тебе нужно посадить грядку морковки. Определи порядок своих действий. Для этого из приведенного списка выбери только необходимые действия и расставь их по порядку. Проверяется умение составлять план решения проблемы (задачи).
Познавательные универсальные учебные действия. Задание: Известно, что до глубины менее Хм человек может нырять без специального снаряжения. Нужно ли специальное снаряжение, чтобы достичь наиболее глубокой точки озера Ильмень? Проверяется умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Задание: Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо … (заверши сам). Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее трёх убедительных аргументов, запиши их. Дорогие родители! Мне очень нужно, чтобы _________________ Хочу объяснить, почему мне это необходимо: 1) ___ 2) _______ 3) ___________ Проверяется умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.