Современная школьная библиотека в едином информационном пространстве школы (медиетика) Подготовила: Зав.библиотекой Бедова О.Н.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить подрастающее поколение к быстрому восприятию и обработке большого объема информации, овладению им современными средствами и методами работы с ней.
В ФГОС второго поколения говорится о том, что в школах необходимо создать современную информационно-образовательную среду для успешной реализации основной образовательной программы общего образования. Медиетика или медиацентр – один из путей создания такого информационного пространства
Положение о медиацентре регламентируется: Гражданским Кодексом Российской Федерации; Законами Российской Федерации "Об образовании" и "О библиотечном деле"; Рекомендациями по организации медиатек в учреждениях образования Министерства образования РФ от мая 1993 г.; Письмом Министерства образования РФ 5/11 «О создании медиацентров общеобразовательных учреждений» от 4 января 1995 г.; «Концепцией развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года», предложенной в 2009 году на парламентских слушаниях; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Что же такое медиетика ? Медиетика (англ. Media «носитель» + греч. «место хранения») фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.
В Библиотечной энциклопедии «медиетика» определяется как современное название публичных библиотек, фонды которых содержат различные типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет.
Медиетика в школе Медиетика в школе это структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств; располагает педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебели для хранения книг, информационных и технических средств, читальным залом с различными рабочими зонами, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей учащихся и педагогов.
Концепция развития медиатеки 1. Необходимо четко представлять для чего мы создаем медиатеку; 2. Определить роль и место медиатеки в образовательном пространстве школы; 3. Предусмотреть потребности в ресурсах (технических, кадровых) для достижения поставленных целей
Варианты организации медиатек Первый вариант: библиотека – информационный центр, частью которого является медиетика, в которой собраны материалы на всех видах носителей. Такая медиетика обеспечивает максимально возможный доступ к информации. По этому пути идет большинство библиотек образовательных учреждений.
Второй вариант: медиетика, как фонд небумажных носителей информации создается отдельно от библиотеки и находится, как правило, в ведении или учителей информатики, или лаборанта, или заместителя директора по информационным технологиям. Эффективность работы таких медиатек значительно ниже, т.к. информация по одному вопросу оказывается практически в двух разных фондах.
Задачи школьной медиатеки 1. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя. 2. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий и педагогических инноваций. 3. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей и пр.). 4. Осуществление взаимодействия с информационными центрами с целью обмена информацией и накопления собственного банка педагогической информации. 5. Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей. 6. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах (телекоммуникационных, видео проектах, журналистских и пр.).
Структура школьной медиатеки «Неэлектронное» информационное образовательное пространство школы Интернет Интранет- в отличие от сети Интернет,Интернет это внутренняя частная сеть организации. МЕДИАТЕКА
Структура школьной медиатеки "Неэлектронное" информационное образовательное пространство школы: библиотека, читальный зал, учебные кабинеты, студия видео и звукозаписи, радиостудия, школьный издательский центр, кабинет информатики, кабинет психолога и т.д. Интранет: внутренняя локальная сеть, которая помогает осуществлять оперативную связь с библиотекой, читальным залом, кабинетами информатики и вычислительной техники, учебными кабинетами оснащенными интерактивными комплексами, доводить оперативную информацию до сотрудников и администрации школы, проводить работу с единой базой данных; Интернет: доступ к информации, имеющейся в мировой сети и позволяющей удовлетворить возникающие потребности в области информатизации
Рабочие зоны медиатеки Компьютерная зона – это помещение, где учащиеся могут самостоятельно получить информацию по коррекции и обобщению знаний, используя фонд компьютерных программ. Учителя и сотрудники медиатеки имеют возможность проводить занятия с учащимися на базе медиатеки, пользоваться каталогами и информационными образовательными базами данных, обмениваться информацией по электронной почте. Видеотека - это рабочая зона, где имеются помещения для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией. Фоно - и диетика имеют места для индивидуального и группового просмотра слайдов, диафильмов и т.д. Библиотека, которая имеет помещения для читального зала, хранения фонда книг, учебников, периодики, располагает копировально-множительной техникой, компьютером, снабженным программным банком данных и соединенным в локальную сеть с компьютерами.
Структура штатного расписания школьной медиатеки руководитель медиатеки, который назначается приказом директора школы; заведующий библиотекой; педагог-организатор творческих дел; библиотекарь; старший лаборант; медиа специалисты: программист; координатор телекоммуникационных проектов; координатор видео проектов и т.д.
Перечень мероприятий на начальном этапе создания медиатеки 1 Систематизация фонда, имеющегося прикладного программного обеспечения. 2 Изучение нормативной, санитарной, технической документации для создания школьной медиатеки. 3 Согласование статуса, штата, технического оснащения и финансирования медиатеки. 4 Разработка технического задания для обеспечения техническими средствами медиа зала. 5 Разработка структуры и положения медиатеки. 6 Разработка функциональных обязанностей. 7 Разработка правил пользования. 8 Создание фонда электронных учебных и методических материалов, разработанных учителями школы. 9 Систематизация проектов, разработанных учащимися по предметным областям. 10 Систематизация и отбор цифровых образовательных ресурсов с целью совершенствования качества преподавания. 11 Размещение на школьном сайте информационных ресурсов медиатеки.
Преимущества медиатеки Медиетика является программно-аппаратный комплексом для надёжного хранения и удобного поиска цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Содержит банк электронных ресурсов, созданный преподавателями и методистами школы. Это могут быть интерактивные учебные курсы, лекционный материал, тестовые задания, видеоуроки и записи экспериментов. Каждая разработка преподавателя, внесённая в банк данных, становится доступной другим педагогам. Организация медиатеки позволяет легко разделять медийный контент по учебным дисциплинам, курсам, специализациям. Такая группировка помогает создать предметные элементные базы комплект учебных, иллюстративных и методических материалов разбитых по предметам и темам Медиетика играет ключевую роль в достижении информационной грамотности пользователей.
Заключение Отличительной чертой нынешнего этапа жизни школьных библиотек, общей для большинства школ России, независимо от их статуса, специализации, технической оснащенности, является изменение места и роли библиотеки в учебном процессе по сравнению с традиционным. Техническое оснащение библиотеки это лишь инструмент для эффективного выполнения ею роли информационно-культурного центра школы. Создание школьной медиатеки, как ядра школьной информационной службы - дело не одного года. Только объединив усилия всего педагогического коллектива, работая на общий результат, мы сможем решить поставленные задачи
Спасибо за внимание! МБОУ СОШ 52 Зав.библиотекой О.Н.Бедова