ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ Из опыта работы студентов магистратуры « Тьюторство в сфере образования » МПГУ
Теоретическое обоснование Мониторинг учебно - предметных компетенций в начальной школе / под ред. П. Г. Нежнова, Б. И. Хасана, Б. Д. Эльконина. – М.: Университетская книга, 2007 Проблема определения и отбора ключевых компетенций / А. Ю. Пентин DeSeCo(The Defenition and Selection of Key Competencies, Определение и отбор ключевых компетенций ) 2
Категория 1 « Интерактивно использовать инструменты взаимодействия со средой » предполагает, что человек способен : А. интерактивно использовать язык, символы и тексты ; В. интерактивно использовать знания и информацию ; С. интерактивно использовать технологии. Категория 2 « Взаимодействовать с людьми в неоднородных по составу группах » предполагает, что человек способен : А. выстраивать продуктивные отношения с другими людьми ; В. сотрудничать, работать в команде ; С. управлять конфликтами и разрешать их. Категория 3 « Действовать самостоятельно ( автономно )» предполагает, что человек способен : А. действовать, учитывая широкий контекст ; В. строить и осуществлять жизненные планы и проекты ; С. отстаивать свои права и интересы, осознавать потребности и ограничения. DeSeCo 3
Способность вести дискуссию Способность услышать другого, принять его точку зрения Способность выражать свою точку зрения, отстаивать ее. Способность встроиться в неизвестную среду. Способность делиться на группы и работать в группе 4
Терминология предмета 5
Место проведения : Школа 179 при МИОО, г. Москва Ученики 9 « В » класса 6
Образовательное событие на уроке информатики в 9 классе школы 179 ( г. Москва ) Представление опыта. 7
Этап 1. Бейдж. Задание изобразить на листе А 5 нечто, характеризующее участника. Активизация участников Актуализация Обозначение себя здесь и сейчас, вход в событие. Выявление возможных запросов на событие. Способность интерактивно использовать язык, символы, текст. Способность выразить себя посредством образов. Способность интерактивно использовать язык, символы, текст. Способность выразить себя посредством образов. 8
Этап 2. Интерпретация бейджиков. Задание интерпретировать бейджик другого участника. Увидеть в участниках группы других. По - новому посмотреть на одноклассников. Способность интерпретировать знаки, не зная « шифра ». Способность адекватно воспринять знакомого человека в новой ситуации. Способность интерпретировать знаки, не зная « шифра ». Способность адекватно воспринять знакомого человека в новой ситуации. 9
Этап 3. Разговор о « других ». Задание предположить, кто такой « другой » и почему. Понимание существования различных групп. Вызов прошлого опыта и знаний участников. Составить карту тем для дальнейшей работы. Способность анализировать свой жизненный опыт в контексте заданной темы. Способность обсуждать социальные, культурные и т. п. явления, используя абстрактные понятия. Способность анализировать свой жизненный опыт в контексте заданной темы. Способность обсуждать социальные, культурные и т. п. явления, используя абстрактные понятия. Навык ведения дискуссии. Умение выразить и донести собственную точку зрения. Умение услышать другого и уважительно отнестись к точке зрения, отличной от собственной. Умение обобщать сказанное и договариваться. Навык ведения дискуссии. Умение выразить и донести собственную точку зрения. Умение услышать другого и уважительно отнестись к точке зрения, отличной от собственной. Умение обобщать сказанное и договариваться. 10
Этап 4. Ситуация самоопределения. Задание выбрать тему, интересную лично участнику и создать медиапрезентацию. Выбор темы для дальнейшей мини - исследовательской работы. Выбор формы работы : индивидуально, в паре, в группе. Определение своего интереса ГИПОТЕЗА : совпадение сюжета бейджа и темы презентации свидетельствует, что участнику интересно событие и внутри него уже идет некая работа, отклик. 11
Этап 5. Работа над презентацией. Задание создать презентацию по выбранной теме Умение работать в команде Навык поиска информации в открытой интернет среде Навык работы в среде MacOC Навык создания презентации Выбор своего пути раскрытия выбранной темы. Осознание приемлемости для учащегося той или иной формы работы по поиску информации и созданию презентации. Выбор своего пути раскрытия выбранной темы. Осознание приемлемости для учащегося той или иной формы работы по поиску информации и созданию презентации. 12
Этап 6. Устная презентация Задание представить свою презентацию перед участниками. Углубление в содержание тем, актуальных для группы посредством презентации. Проба выступления в малой группе. Способы презентации : Содержание в слайде и устный комментарий ; Образы и тезисы в слайде + рассказ ; Проигрывание сценки по теме ) Способы презентации : Содержание в слайде и устный комментарий ; Образы и тезисы в слайде + рассказ ; Проигрывание сценки по теме ) Преобразование полученной информации в тезисный план, в речь, в образы и в действие. Проигрывание полученных знаний Преобразование полученной информации в тезисный план, в речь, в образы и в действие. Проигрывание полученных знаний 13
Этап 7. Вход в рефлексию. Просмотр видеоролика как пауза в разговоре, за время которой каждый участник для себя « догоняет » содержание разговора, дозревает для финальной рефлексии. Ролик не проблемный, настраивающий на позитивный лад. 14
Этап 8. Рефлексия. Выход из события. Как для вас прошло это событие ? Что было ценно ? Чем бы хотелось поделиться сейчас ? Как для вас прошло это событие ? Что было ценно ? Чем бы хотелось поделиться сейчас ? Выявление моментальных и предположение отсроченных эффектов события. КОНФЛИКТ Отрицательный отзыв о событии от опоздавшей девушки вдохновил участников на поиск положительных моментов и эффектов в произошедшем событии лично для каждого. КОНФЛИКТ Отрицательный отзыв о событии от опоздавшей девушки вдохновил участников на поиск положительных моментов и эффектов в произошедшем событии лично для каждого. Умение анализировать свой опыт, рефлектировать пользу пережитого события. Умение аргументировать услышать другого, разрешить конфликт Умение аргументировать услышать другого, разрешить конфликт 15
Рефлексия ( видеозапись ) 16 Видеозапись демонстрировалась на секции как повод для обсуждения.