«Технологии системно-деятельностного подхода в педагогической практике учителя истории и обществознания основной и старшей школы» Руководитель РМО Карпенко Алена Александровна
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» (Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета)
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно- деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
«Развитие личности – смысл и цель современного образования» ( Из Концепции ФГОС 2-го поколения)
перед учителями истории и обществознания ставятся задачи: формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; - учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Возникают вопросы: Чему учить? Для чего учить? Как учить? Это ведет за собой: -обновление содержания, -ценностей образования (мотивы), -средств обучения.
СДП реализует переход: От определения цели обучения как усвоения ЗУН к определению цели обучения как формирования умения «учиться». От стихийности деятельности ученика к её целенаправленной организации. От ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к осознанию учебной деятельности школьником. От индивидуальной формы усвоения ЗУН к признанию ведущей роли учебного сотрудничества как способа обучения в «зоне ближайшего развития» каждого ребёнка.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
основные характеристики СДП Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Процесс обучения – всегда творческий. Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно- познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: деятельности непрерывности целостности минимакса психологической комфортности вариативности творчества
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Уроки «открытия» нового знания; Уроки рефлексии ; Уроки общеметодологической направленности; Уроки развивающего контроля. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов. Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.
Технология СДП является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя: мотивацию к учебной деятельности; актуализацию знаний; проблемное объяснение нового знания; первичное закрепление; самостоятельную работу с самопроверкой включение нового знания в систему знаний и повторение; рефлексию итог урока. - технологическая карта с интересными заданиями 11, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Включение в систему знаний и повторение. 1 Мотивирование к учебной деятельности. Выявления места и причины затруднения. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Самостоятельна я работа с самопроверкой по эталону. Первичное закрепление. Реализация построенного проекта
Деятельностный подход на уроках осуществляется через: Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; Использование активных и интерактивных методик; Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно- дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: Интерактивные; проблемно – диалогическая технология; технология мини – исследования; организация проектной деятельности; оценивания образовательных достижений (учебных успехов); технология сотрудничества; ИКТ – технология.
- игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), -технология критического мышления, -технология «Дебаты», - технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных -технология интегрированного образования. --моделирования
Применение системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания ориентировано прежде всего на формирование информационно- коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность.
Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания. Личностное Социальное развитие Познавательное развитие Коммуникативное Задание на март
Структура урока истории в рамках системно- деятельностного подхода Организационный момент Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия. Нестандартный вход в урок. Отсроченная отгадка. Ассоциативный ряд. Удивляй Удивляй. Фантастическая добавка. Необъявленная тема.
Актуализация знаний Учитель организует: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию (надо - могу - хочу) и его самостоятельное осуществление. Цепочка признаков.Я беру тебя с собой.Цепочка признаковЯ беру тебя с собой. Да - нет. Шаг за шагом. Жокей и лошадь. Толстый и тонкий вопрос. Вопросительные слова. Вопросительные слова Согласен - не согласен. До -после. Игровая цель. Корзина идей, понятий, имен. Развивающий канон. Ложная альтернатива.
Изучение нового материала (операционно-аналитический) На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников. Пинг-пон «Имя – Значение». Лови ошибку. Инсерт. Инсерт Послушать-сговориться-обсудить. Послушать-сговориться-обсудить ЗХУ Хорошо -плохо. Связи. Связи Зигзаг Стратегия «ИДЕАЛ». Своя опора. Целоечасть. Частьцелое. Изобретательская задача. Изобретательская задача Конструктор ТРИЗ «Событие» Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей»
1. Обсуждение и решение проблем На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. «Маша-растеряша». Стратегия «ИДЕАЛ». Стратегия «Фишбоун». Хорошо -плохо. Силовой анализ. Генераторы-критики. Генераторы-критики Диаграмма Венна. Обратный мозговой штурм.
2. Решение учебных задач При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Морфологический ящик.Морфологический ящик. Создай паспорт. Ситуационные задачи. Ситуационные задачи Изобретательские задачи. Изобретательские задачи
2. Контроль знаний, обратная связь На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. Метод интеллект-карт. Жокей и лошадь. Цепочка признаков. Диаграмма Венна. Рюкзак
3. Формирование умения задавать вопросы Формируется умение задавать вопросы. Хочу спросить. Толстый и тонкий вопрос. Вопросительные слова. Вопросительные слова Вопрос к тексту. Вопрос к тексту Ромашка Блума.
Рефлексия На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. «Телеграмма». Цветные поля. Мысли во времени. Шесть шляп. Синквей. Синквей Райтинг. Райтинг Хайку. Хайку Диаманта. Диаманта До -после. ЗХУ Сообщи свое Я. Рюкзак. Рюкзак
Задание: разработка проекта урока на основе системно- деятельностного подхода Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Изучение нового материала Открытие нового знания Урок систематизации знаний Урок рефлексии Урок развивающего контроля