Образовательная технология «Дебаты»
Дискуссия и дебаты Дискуссия (от лат. discussio рассмотрение, исследование) это обсуждение некоторого спорного вопроса; исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели. (Словарь по общественным наукам, М., 2002).лат. Деба́ты в узком значении слова (англ. debate, debating) «формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.)»англ.
Дебаты как образовательная технология Технология «Дебаты» создана на базе Международной программы «Дебаты», основанной в 1993 г. Институтом «Открытое общество». Она представляет собой интеллектуальную игру, базирующуюся на особой форме дискуссии, ведущейся по определенным правилам.
Предназначение технологии «Дебаты» является механизмом приобщения школьников к нормам и ценностям гражданского сообщества; способствует адаптации их к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы.
Формы использования дебатов в образовательной практике как форма учебного занятия как технология обучения одному или нескольким предметам (в комплексе с др. технологиями!) в сфере формирования навыков научно- исследовательской деятельности; в воспитательной работе (для развития навыков работы в команде, толерантности, развития лидерства, навыков самопрезентации и т.д.) как разновидность интеллектуальной игры.
Дебаты игровая технология, предполагающая определенный уровень состязательности. В дебатах не может быть безоговорочной правоты одной из сторон - побеждает тот, кто смог выстроить наиболее логичную линию доказательств.
Принципы дебатов Дебаты не могут быть направлены против личности. Основа дебатов честность. Дебаты предназначены для обучения и развития обучающихся, их социализации, а не для состязания между ними. Это технология обучения, облеченная в состязательную форму!
Что дают дебаты? формирование установки на глубокое и всестороннее рассмотрение вопроса при подготовке к дебатам; развитие умения анализировать и сопоставлять различные идеи и факты, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств; развитие способности концентрироваться на сути проблемы;
Что дают дебаты? развитие процессуальных навыков: умения извлекать и обрабатывать информацию, пользоваться библиотеками, конспектировать тексты и др.; возможность овладеть навыками культуры дискуссии: умением слышать доводы оппонентов, корректно использовать язык невербального общения (мимику, жесты, интонации); развитие умения четко организовывать и выражать свои мысли в устной и письменной форме;
Что дают дебаты? воспитание терпимости к различным точкам зрения, в том числе отличным от собственных; развитие уверенности в себе; формирование навыков работы в команде; умение работать с непопулярными суждениями и т.д.;
Образовательная технология «Дебаты» способствует расширению общекультурного кругозора, развитию интереса к учебе, созданию устойчивой мотивации обучения, так как достигается личностная значимость учебного материала для учащихся, наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала.
Дебаты как регламентированная дискуссия жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки, запрет на нерегламентированные высказывания, возможность высказать определенную точку зрения только один раз.
Основные разновидности дебатов Командные дебаты: дебаты Карла Поппера; парламентские дебаты; дебаты Линкольна Дугласа. Индивидуальные дебаты: импровизационная речь; авторское исполнение. Неклассические формы дебатов: свободные дебаты; обсуждение в форме дебатов; экспресс-дебаты; модифицированные дебаты; мини-дебаты.
Дебаты Карла Поппера Суть дебатов убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что аргументы команды лучше, чем аргументы оппонентов. Карл Поппер ( ). Английский философ, идеолог теории «открытого общества»
Действующие лица дебатов Команда утверждения – отстаивает тезис, заключенный в формулировке темы игры Команда отрицания – отвергающая тезис, заключенный в формулировке темы игры
Действующие лица дебатов Судьи – оценивают игру, заполняют специальный судейский протокол, в котором отмечают области столкновения позиций команд, комментируют свое мнение
Действующие лица дебатов Таймкипер (от англ. time keeper «хранитель времени») особый участник, который следит за соблюдением регламента.
Действующие лица дебатов Ведущий
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕБАТОВ тема (тезис), утверждающая сторона, отрицающая сторона, аргументы, поддержки и доказательства, перекрестные вопросы, решение судей.
Формулировка темы Тема (тезис) дебатов формулируется в виде утверждения, например: «Введение подушевого финансирования повысит качество образовательного процесса». Тема должна: провоцировать интерес, затрагивать значимые для дебатеров проблемы, быть актуальной; быть пригодной для спора; быть сбалансированной, т.е. давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов; иметь четкую формулировку; стимулировать исследовательскую работу.
Примеры тем: Средняя школа не готовит к реальной жизни. Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным. Избирательное право должно быть всеобщим. Жить в большом городе лучше, чем в малом. Технический прогресс ведет к гибели цивилизации. Россия не должна вывозить сырье. Жалость унижает. Человечество способно предотвратить экологическую катастрофу. Людям нужны сказки. Социальные приоритеты для государства важнее свободы рынка.
Примеры тем: Родители должны нести ответственность за преступления своих детей. В демократическом государстве гражданское неповиновение оправдано. Зоопарки нужно запретить. Эвтаназия оправдана. Рекламу на телевидении следует запретить. Феминизм – вредная идеология. Цензура средств массовой информации оправдана. Телевидение оказывает вредное воздействие на молодежь. Богатые государства должны оказывать помощь бедным.
Формулировка темы ? Выработайте и предложите для обсуждения в ходе дебатов любые три темы, которые вам будут интересны.
1. Объединение школ в сельской местности приводит к вымиранию деревни. 2. Повышение зарплаты молодым специалистам приведет к повышению качества образования. 3. Отрицание опыта советской школы приводит к деградации молодого поколения. 4. Платная медицина не ведет к повышению качества медицинских услуг.
Утверждающая сторона. Спикеры команды утверждения должны убедить судей в правильности своих позиций и аргументации. Отрицающая сторона. Спикеры команды отрицания должны доказать, что позиция утверждающей стороны неверна или интерпретация темы (аргументация позиции) команды утверждения имеет недостатки.
Аргумент – это истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказанного тезиса (т.е. темы дебатов). Поддержки и доказательства. Это свидетельства (цитаты, факты, статистические данные, примеры), подтверждающие позицию. Поддержки и доказательства добываются в ходе информационного поиска, составления кейса команды, это коллективная работа.
Перекрестные вопросы. Так называют раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой команды. Он используется для разъяснения позиции или для выявления потенциальных ошибок противника. Информация, полученная в ходе перекрестных вопросов, может быть использована в выступлениях следующих спикеров.
Решение судей. В ходе того как судьи выслушивают аргументы обеих команд, они заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решение о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов. В протоколе отмечается и лучший спикер команды ут верждения и команды отрицания.
info/6/7. html info/6/7.html
Информационный поиск Для сбора информации необходимо использовать: библиотеки; Интернет; опубликованные опросы общественного мнения; периодические издания; теле- и радиопередачи; мнения экспертов.
Построение сюжета доказательств Сюжет доказательств блок доказательств утверждения (отрицания), который будет реализован командой. Он представляет собой совокупность аспектов и аргументов, которые приводятся командой в выступлении первого спикера (а в дальнейшем развиваются).
Построение сюжета доказательств Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются одним-двумя прилагательными. Возможны, например, общественный, семейный, технологический, психологический, экономический и другие аспекты. Кейс должен включать в себя от 3 до 6 различных аспектов.
Построение сюжета доказательств Аргумент – это истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказанного тезиса (т.е. темы дебатов). Он отвечает на вопрос: «Чем надо доказывать (или опровергать – для отрицающей стороны) тезис?».
Построение сюжета доказательств Кейс – это система понятий, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.
Построение сюжета доказательств Чтобы подготовить сюжет доказательств, и утверждающая, и отрицающая команды должны ответить на следующие вопросы. Почему мы соглашаемся (не соглашаемся) с темой? Какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы? Какие основные проблемы содержит в себе тема дебатов и какие примеры в связи с этим можно привести? Какие вопросы возникают в связи с этой темой? Каковы могут быть опровергающие аргументы?
Алгоритм сюжета доказательства в речи первого спикера приветствие слушателей представление команды и самого себя вступление - обоснование актуальности темы (т.е. ее важности в данный момент). определение понятий темы. выдвижение критерия. Критерий структурный элемент сюжета доказательств, который служит для упрощения и придания большей ясности логических связей между аргументами и тезисом темы. аргументация. заключение. благодарность за внимание.