Шесть важнейших принципов оценивания Профессор Дайана Хесс
1.« Важность » для оценивания необходимо выбрать лишь самые важные ожидаемые результаты ( цели ) курса, которые стоит оценивать Кроме того, оценивание способно улучшить сам процесс обучения этим знаниям, умениям / навыкам и ценностям, которые выделены как важный ожидаемый результат. Ученики относятся наиболее серьезно именно к тем сторонам обучения, которые будут оценены. Опытные преподаватели отбирают для оценки во всем курсе немного ожидаемых результатов.
Чтобы применить первый принцип оценивания, задайте себе вопросы : Какие ожидаемые результаты являются настолько важными, что их стоит оценивать ? Являются ли эти знания, умения / навыки, ценности полезными, применимыми в реальной жизни для человека ? Насколько они нужны для дальнейшего обучения школьника ?»
2. « Адекватность / Validity»: Нужно выбрать точный ( адекватный ) инструмент оценивания, т. е. упражнение ( задание ) для оценки, которое показало бы нам, что ученики овладели необходимыми знаниями, умениями / навыками, ценностями.
Чтобы применить второй принцип оценивания, задайте себе вопросы : Как мы можем быть уверены, что отобранный нами результат достигнут ? Какое упражнение или задание может адекватно показать, что ученики достигли ожидаемого учебного результата, овладели нужными знаниями, умениями / навыками, ценностями ?
3.« Объективность /Reliability»: Оценивание результатов выполнения контрольного упражнения – часто процесс субъективный, относительный. Объективность ( постоянство, надежность, достоверность ) достигается путем тщательной разработки очень конкретных критериев оценивания, показывающих уровень работы, который может быть оценен как « отличный », « хороший », « удовлетворительный » или « неудовлетворительный ». После того как выработаны эти критерии, появится необходимость создать удобную форму для оценивания работ, которая бы отражала эти критерии.
Чтобы применить третий принцип оценивания, задайте себе вопросы : Как сделать так, чтобы разные люди, оценивая одну и ту же ( или подобную ) работу, могли ставить одинаковые оценки ? Какие характеристики должна иметь отличная и хорошая работа ( как результат выполнения контрольного упражнения )? А удовлетворительная работа ? Неудовлетворительная работа ? Понятны ли эти характеристики ( критерии ) для других преподавателей и для самих оцениваемых ? Достаточно ли они точны, однозначны ? Как должна выглядеть форма ( бланк ) для фиксирования оценки по этим критериям ?
4.« Интегрированность »: Если разработать критерии оценивания какого - то упражнения, то окажется, что они являются одновременно правилами выполнения этого упражнения, то есть правилами обучения конкретному знанию, умению / навыку, ценности. Если вы хотите оценивать по этим критериям, то прежде нужно научить ими пользоваться. « Несправедливо оценивать то, чему вы не учили », говорит Дайана Хесс. Оценивание должно быть интегрировано в сам процесс обучения. С другой стороны, само « контрольное » упражнение является ни чем иным, как одним из обучающих упражнений. Оценивание и обучение – это единый процесс ( Ким Метлоф ).
Чтобы применить четвертый принцип оценивания, задайте себе вопросы : Включены ли критерии оценивания в процесс обучения ? Учу ли я тому же, что и буду оценивать ?
5.« Открытость / демократичность » Критерии и стратегия оценивания должны быть сообщены учащимся заранее. Оценивание должно быть открытым. Учащиеся должны знать заранее что и как будет оценено. Нужно привлекать самих учеников к разработке критериев и стратегии оценивания, а также к проведению оценивания.
Чтобы применить пятый принцип оценивания, задайте себе вопросы : Как и когда я сообщу учащимся « что » и « как » я буду оценивать ? Могу ли я вместе с учащимися разработать критерии и стратегию оценивания, а также провести оценивание вместе ?
6.« Простота ( гениальная )» 6 Процесс оценивания и сами формы оценки должны быть просты и удобны в применении и пользовании. Можно вводить критерии оценки постепенно, по мере освоения самого инструмента оценки. Оценивание не должно отпугивать учителей и учащихся.
Чтобы применить шестой принцип оценивания, задайте себе вопросы : Достаточно ли прост и доступен процесс оценивания для педагога ? Достаточно ли прост и доступен процесс оценивания для учащихся ?