Урок геометрии в 8-м классе "Теорема Пифагора" Тип урока: урок изучения нового материала.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель математики Гимназии им. А. С. Пушкина г. Сыктывкара Калошина Ольга Георгиевна.
Advertisements

На этом уроке вы изучите одну из важнейших теорем геометрии – теорему Пифагора, а также обратную ей теорему. Теорема Пифагора позволяет значительно расширить.
Площадь трапеции Урок подготовлен и проведён Ануриной Е.А. учителем математики МОУ Новолядинской СОШ Тамбовского района Тамбовской области.2009 год.
Теорема Пифагора Демонстрационный материал 8 класс.
Площадь трапеции Урок подготовлен и проведён Петряковой Т.М. учителем математики МОУ «СОШ 3» г. Новый Оскол Белгородской области.
Проект – презентация на тему: «Доказательства теоремы Пифагора» Выполнила: ученица 8 «А» класса МОУ СОШ 2 Шишкина Е.
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед! А. Нивен.
Теорема Пифагора Подготовила учитель математики МОУ СОШ 2 п. Локомотивный Басарыгина А.А.
Теорема Пифагора Работа выполнена Работа выполнена группой учащихся группой учащихся 8 -б класса 8 -б класса.
Пифагор – древнегреческий ученый, живший в VI веке до нашей эры. Вообще надо заметить, что о жизни и деятельности Пифагора, который умер две с половиной.
Теорема Пифагора A B C. Прямоугольный треугольник Угол С = 90° A CB катет гипотенуза Какой треугольник называется прямоугольным? Как называются стороны,
Теорема Пифагора. МОУ лицей 10 города Советска Калининградской области учитель математики Разыграева Татьяна Николаевна.
Исторический экскурс Рассказ о Пифагоре Пифагор жил в VI в. до н. э. в Древней Греции Основал философскую школу – пифагорейский союз.
Выполнили: Я.В.Востриков, Выполнили: Я.В.Востриков, Н.В.Зарековская Н.В.Зарековская МБОУ СОШ 3 г.Канска МБОУ СОШ 3 г.Канска учащиеся 9 класса учащиеся.
Теорема Пифагора.. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Рассмотрим прямоугольный треугольник с катетами а, в.
ТЕМА: Теорема Пифагора.. Цель урока: Изучить теорему Пифагора и научиться применять ее при решении задач. Пифагор древнегреческий ученый VI в. до н.э.
Теорема Пифагора и способы её доказательства Пифагор около 570 г. до н.э.
Геометрия. Решение задач по теме «Теорема Пифагора»
Лабораторная работа. Задание 1 n Начертите прямой угол. n Отложим на его сторонах катеты 3 м и 4 м. (Масштаб: клеточка равна 1 метру.) n Получим гипотенузу,
Урок 4 Математический диктант 1.Как называется раздел геометрии, изучающий фигуры в пространстве? 2.Назовите основные фигуры в пространстве. 3.Сформулируйте.
Транксрипт:

Урок геометрии в 8-м классе "Теорема Пифагора" Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: исследовать закономерности между сторонами прямоугольного треугольника; изучить теорему Пифагора; формировать умения применять теорему Пифагора при решении задач.

Актуализация знаний учащихся 1. Какой треугольник называется прямоугольным? 2. Как называются стороны прямоугольного треугольника? 3. Какие стороны прямоугольного треугольника называются катетами? 4. Какая сторона прямоугольного треугольника называется гипотенузой? 5. Каким свойством обладают острые углы прямоугольного треугольника? 6. Как вычислить площадь прямоугольного треугольника? 7. Что можно сказать о площадях равных фигур? 8. Чему равна площадь многоугольника, разбитого на части? 9. Признаки равенства прямоугольных треугольников

Изучение нового теоретического материала 1. Лабораторная работа Цель работы: установить зависимость между сторонами прямоугольного треугольника. Оборудование: карандаш, линейка, чертёжный угольник, измеритель или циркуль. Указания к работе. 1. Начертите три прямоугольных треугольника с катетами: 3 см и 4 см; 6 см и 8 см; 5 см и 12 см. 2. Измерьте гипотенузу каждого треугольника. 3. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу: 2. Сформулируйте гипотезу

Лабораторная работа N п/п Первый катет, а, см Второй катет, b, см Гипотенуза, с, см а 2 а 2 b2b2 c2c

Лабораторная работа N п/п Первый катет, а, см Второй катет, b, см Гипотенуза, с, см а 2 а 2 b2b2 c2c

2. Принимается гипотеза: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Изучение нового теоретического материала

3. Историческая справка Пифагор – древнегреческий учёный (родился около 580 г. до н.э., а умер в 500 г. до н.э.). Родился Пифагор на острове Самос. Любил путешествовать. В молодости побывал в Египте, где учился у жрецов. Говорят, что он был допущен в сокровенные святилища Египта, посетил халдейских мудрецов и персидских магов. Около 530 г. до н.э. Пифагор переехал в Кротон – греческую колонию в Южной Италии, где основал так называемый пифагорейский союз. Изучение нового теоретического материала

Изучен Заслуга Пифагора (или его школы) состоит в том, что он первым доказал эту теорему, хотя изучение вавилонских клинописных таблиц и древнегреческих рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. В настоящее время известно около 500 доказательств этой теоремы, что позволило внести её в «Книгу рекордов Гиннеса».ие нового теоретического материала В сферу интересов членов союза входили научные исследования, религиозно- философские изыскания, политическая деятельность. Деятельность союза была окружена тайной, поэтому никаких текстов от ранних пифагорейцев не осталось. Кроме того, они все открытия приписывали Пифагору, о котором уже при жизни ходили легенды.

Изучение нового теоретического материала Заслуга Пифагора (или его школы) состоит в том, что он первым доказал эту теорему, хотя изучение вавилонских клинописных таблиц и древнегреческих рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. В настоящее время известно около 500 доказательств этой теоремы, что позволило внести её в «Книгу рекордов Гиннеса».

4. Доказательство теоремы Изучение нового теоретического материала Дано: АВС – прямоугольный, С = 90 0, ВС = а, АС = b, АВ = с. Доказать: а 2 + b 2 = c 2

Доказательство: Изучение нового теоретического материала Достроим прямоугольный треугольник АВС до прямоугольной трапеции СМКВ следующим образом: на луче СА отложим отрезок АМ, равный a; перпендикулярно ему построим отрезок МК, равный b; соединим точки В и К, точки А и К.

Изучение нового теоретического материала

Доказательство: 3) С одной стороныС другой стороны площадь трапеции площадь многоугольника Sтр = ½(ВС + МК) · СМ =S СМКВ = S АВС + S АМК + S АВК = = ½(а + b) · (а + b) = = ½ab + ½ab + ½с 2 = = ½(а + b) 2 = ab + ½ с 2 Уравняем правые части ½(а + b) 2 = ab + ½ с 2 | · 2 (а + b) 2 = 2 ab + с 2 а ab + b 2 = 2 ab + с 2 а 2 + b 2 = с 2 что и требовалось доказать. Изучение нового теоретического материала

Доказательство Джеймса Гарфилда (двадцатого президента США, 1880 г) S1S1 S2S2 S3S3 b b c c a a

Обратная теорема Пифагора. Если в треугольнике сумма квадратов двух сторон равна квадрату третьей стороны, то такой треугольник прямоугольный. Изучение нового теоретического материала

Закрепление изученного теоретического материала Задача 1. Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника, катеты которого равны 9 см и 12 см.

Закрепление изученного теоретического материала Задача 1. Решение: а 2 + b 2 = с = = 225 с 2 = 225 с = 15

Задача 2. В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна 17 см, а один из катетов равен 15 см. Найдите второй катет. Закрепление изученного теоретического материала

Задача 2. Решение: а 2 + b 2 = с 2 а 2 = с 2 - b 2 а 2 = 289 – 225 = 64 а = 8 Закрепление изученного теоретического материала

Задача 3. Диагонали ромба равны 10 см и 24 см. Найдите периметр ромба. Закрепление изученного теоретического материала

Задача 3. Решение: Р = 4 АВ, рассм. АОВ прямоугольный АВ 2 = АО 2 + ВО 2 АО = ½ АС = ½*10 = 5 см, ВО = ½ ВD = ½*24 = 12 см, АВ 2 = = = 169 АВ = 13 см, Р = 4 * 13 = 52 см. Закрепление изученного теоретического материала

Вывод Исследования показали связь между сторонами прямоугольного треугольника: сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы; Изучили оказательство теоремы Пифагора; Отрабатывали навыки решения задач, с применением т. Пифагора.

Домашнее задание П. 54,55 (Самостоятельно доказать теорему Пифагора, используя учебник) 483 (в), найти по одной исторической задаче с использованием т.Пифагора.