Задача логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.
Учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся, по результатам которого формируются группы с учетом индивидуальных особенностей детей и структуры дефекта. В течение учебного года проводятся индивидуальные и групповые занятия.
Учащихся, имеющих недостатки в устной речи, можно разделить на три группы. 1 – дети с нарушением звукопроизношения. 2 – нарушено звукопроизношение и фонематические процессы. 3 - страдает лексика, грамматика и связная речь.
Недостатки устной речи Недостатки письменной речи (письма и чтения)
Недостатки письма: Замены и смешения букв Искажения звуко слоговой структуры слова Нарушения слитности написания слов в предложении Аграмматизмы в предложениях Трудности в построении предложений
Недостатки чтения: Замены и смешения букв Искажения звуко слоговой структуры слова Нарушения понимания прочитанного Побуквенное чтение Угадывающее чтение Медленный темп чтения
Психологические особенности: Неустойчивое внимание. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. Недостаточная способность к запоминанию. Недостаточный уровень развития контроля.
Выводы: Недостатки устной речи ведут к трудностям в освоении чтения и письма. Необходимо организовывать коррекционное обучение с целью предупреждения недостатков письменной речи. Так как чтение и письмо становится средством получения знаний.