Информатизация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Каслинского муниципального района в 2010 – 2011 учебном году ведущий специалист Управления образования И.Б. Быкова
Проект «Информатизация системы образования» Цель проекта - содействие созданию условий для информатизации школ, системного внедрения и активного использования информационно – коммуникационных технологий, ориентации образовательной системы на вхождение в глобальное информационное общество.
Актуальность Проекта Новые требования к выпускнику школы современные социально-экономические условия современные информационные и коммуникационные технологии уровень развития техники новое качество обучения квалифицированные педагоги учебные материалы, методики нового поколения
Стратегическая цель Проекта Сделать отечественную школу адекватной требованиям современного общества, обеспечив внедрение инновационных педагогических технологий и образовательных ресурсов нового поколения в массовую практику
Первый этап: гг. ЗАДАЧИ разработать и апробировать серию высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых учебных материалов и учебно-методических комплектов для школы создать эффективный механизм повышения квалификации педагогов в области информационных технологий развернуть систему межшкольных методических центров для обеспечения постоянной консультационной поддержки процесса информатизации школ
Второй этап: гг. ЗАДАЧИ внедрить созданные в Проекте цифровые образовательные ресурсы в массовую практику школы повсеместно перейти на программы подготовки и повышения квалификации учителей, ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов распространить накопленный опыт создания информационно-образовательной среды
Результаты реализации Проекта в общеобразовательных учреждениях Каслинского муниципального района на 2010 год - создан и функционирует ММЦ (поддержка информатизации школ и распространение новой практики преподавания) -общеобразовательные учреждения: - оснащены цифровым оборудованием, - обеспечены программными продуктами, - подключены к сети Интернет, - имеют сайты, - руководители общеобразовательных учреждений используют информационно-коммуникационные технологии в управлении, - педагоги и учащиеся: - обладают ИКТ - компетентностью, - используют в образовательном процессе информационно- коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы, - педагоги и учащиеся участвуют в дистанционных проектах.
Сегодня можно говорить о том, что реализация проекта «Информатизация системы образования» в общеобразовательных учреждениях Каслинского муниципального района способствовала повышению эффективности системы образования, качества образования и доступности образовательных услуг.
Основание проверки информатизации общеобразовательных учреждений - приказ Управления образования от года «О проведении тематической проверки «Эффективность использования цифрового оборудования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Каслинского муниципального района в учебном году» - приказ Управления образования от года «О проведении мониторинга состояния информатизации общеобразовательных учреждений Каслинского муниципального района в 2010 году»
Результат контроля получена информация и сформированы базы данных нормативно-правового обеспечения информатизации общеобразовательных учреждений, оснащенности учреждений цифровым оборудованием, эффективности использования цифрового оборудования и компьютерных классов, использования услуг сети Интернет в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, наличия лицензионного программного обеспечения (СБППО), внедрения свободного программного обеспечения (СПО).
Нормативно-правовое обеспечение информатизации - проект «Информатизация системы образования», - программа информатизации школы, - положение о школьной команде, - приказы о назначении лица, ответственного за информатизацию; о назначении лица, ответственного за использование участниками образовательного процесса доступа к ресурсам сети Интернет и контроль безопасности работы; о школьной команде; об обеспечении контентной фильтрации; о переходе на ПСПО (Линукс), - регламент по использованию ресурсов сети Интернет, - правила использования сети Интернет, - должностные инструкции лица, ответственного за информатизации; лица, ответственного за использование участниками образовательного процесса доступа к ресурсам сети Интернет и контроль безопасности работы, - инструкции по технике безопасности при работе на персональном компьютере
Информационные банки - материально – технического обеспечения образовательного процесса -цифровых образовательных ресурсов -участия учащихся в проектах дистанционного образования -мониторинг использования цифрового оборудования -мониторинг использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе -мониторинг установки программного обеспечения -мониторинг реализации программы информатизации
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса Ученические ПКАРМ учителяАРМ библиотекаряПК психолога Административ- ные ПК
Компьютеры по годам выпуска и ранее
Количество морально устаревших и технически неисправных ПК Общеобразовательное учреждение Количество ПК МОУ «Каслинская СОШ 24»10 (2006) МОУ «Каслинская СОШ 27»10 (2001) МОУ «Вишневогорская СОШ 37»23 («Корветы» ) МОУ «Шабуровская СОШ»5 (2006) МОУ «Багарякская СОШ»10 (2000) МОУ «Тюбукская СОШ 3»12 МОУ Огнёвская СОШ»7 (2002) МОУ «Булзинская ООШ»4 (2002) Итого 81
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса в вечерних общеобразовательных учреждениях АРМ учителяАРМ библиотекаря Административные ПК 714
Локальная сеть Доступ к ресурсам сети Интернет 179 компьютеров – 44,3 %195 компьютеров – 48,3 %
Участие учащихся в проектах дистанционного обучения Проект Количество учащихся дистанционные олимпиады 1063 – 32 % Телешкола «Просвещение.ru»41 – 1,2 % i-class53 – 1,6 % обучение детей-инвалидов 2 – 0,06 %
Использование технических возможностей компьютерных классов Вид деятельности Количество часов в неделю учебные занятия по информатике и ИКТ12,8 занятия по другим предметам учебного плана 5,6 внеклассные мероприятия с использованием ИКТ4,6 индивидуальная работа педагогов и учащихся 5,9
Цифровое оборудование Оборудование Количество интерактивные доски и приставки 11 учебные кабинеты физики, химии, географии, биологии 14 цифровая лаборатория «Архимед»9 цифровой микроскоп 12 документ - камера 2
Выводы -В общеобразовательных учреждениях создана нормативно – правовая база информатизации. -Уровень технического обеспечения образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях достаточный для решения задач современного образования. -Ведётся работа по внедрению в образовательный процесс пакет свободного программного обеспечения (СПО). -Компьютерные классы востребованы и рационально используются в образовательном процессе и внеклассной работе. -Уровень эффективности использования цифрового оборудования в общеобразовательных учреждениях и ИКТ в образовательном процессе удовлетворительный. -Общеобразовательные учреждения используют ресурсы сети Интернет для повышения эффективности образовательного процесса.
Общеобразовательные учреждения переходят на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе. Речь идёт об активной самостоятельной работе педагогов и учащихся, их творчестве, гибкой организации учебного процесса, создании сетевых образовательных сообществ. Задачей общеобразовательных учреждений становится повышение эффективности использования цифрового оборудования, цифровых ресурсов, программного обеспечения.
Рекомендации Руководителям общеобразовательных учреждений: - продолжить работу по повышению эффективности использования технического обеспечения общеобразовательных учреждений, цифрового оборудования, цифровых образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, внеклассной работе, при совершенствовании профессиональной компетентности педагогов; - усилить контроль использования цифрового оборудования в образовательном процессе; - продолжить внедрение в образовательный процесс пакета свободного программного обеспечения (СПО); - обеспечить создание в общеобразовательном учреждении опытных зон использования пакета СПО; - исключить наличие в общеобразовательном учреждении нелицензионного программного обеспечения с 01 января 2011 года; - включить вопросы информатизации в годовой план работы школы на учебный год; - своевременно производить инвентаризацию и списание устаревшего цифрового оборудования; - разработать план перехода на электронный документооборот и представить его в Управление образования в срок до года.