Кондратькова Т. В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 18 г. Брянска Урок : каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС.
Урок современного типа. В широком значении « универсальные учебные действия » – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком ( собственно психологическом значении ) « универсальные учебные действия » – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Основные этапы урока Определение цели и задач ; отбор содержания учебного материала ; подбор методов и приёмов обучения ; определение форм организации деятельности учащихся ; подбор материала для домашней работы учащихся ; определение способов контроля ; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся ; подбор вопросов для подведения итога урока.
Система универсальных учебных действий ( УУД ) коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные
Личностные действия Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей ? самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества : умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как со взрослыми так и друг с другом.
Какие требования предъявляются к современному уроку : хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание ; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока ; урок должен быть проблемным и развивающим : учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками ; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся ; вывод делают сами учащиеся.
Какие требования предъявляются к современному уроку : Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества ; время сбережение и здоровьесбережение ; в центре внимания урока - дети ; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей ; умение демонстрировать методическое искусство учителя ; планирование обратной связи ; урок должен быть добрым.
Типы уроков : Урок изучения нового. Это : традиционный ( комбинированный ), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний. Это : практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний. Это : практикум, лабораторная работа, семинар и т. д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний. Это : семинар, конференция, круглый стол и т. д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это : контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т. д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
I. Организационный момент. Цель : включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. « Хочу, потому что могу ». 1-2 минуты ; У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. включение детей в деятельность ; выделение содержательной области. Приёмы работы : учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям ; предлагает пожелать друг другу удачи ( хлопки в ладони друг друга с соседом по парте ); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке ; дети высказываются ; девиз, эпиграф (« С малой удачи начинается большой успех »); самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний. Цель : повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания », и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося минут ; 2. Возникновение проблемной ситуации. актуализация ЗУН и мыслительных операций ( внимания, памяти, речи ); создание проблемной ситуации ; выявление и фиксирование в громкой речи : где и почему возникло затруднение ; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи. Цель : обсуждение затруднений (« Почему возникли затруднения ?», « Чего мы ещё не знаем ?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. 4-5 мин ; Методы постановки учебной задачи : побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
IV. « Открытие нового знания » ( построение проекта выхода из затруднения ). Этап изучения новых знаний и способов действий Цель : решение УЗ ( устных задач ) и обсуждение проекта её решения. 7-8 мин ; Способы : диалог, групповая или парная работа : Методы : побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. организация самостоятельной исследовательской деятельности ; выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода правил на язык образов.
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий Цель : проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 4-5 минут ; Способы : фронтальная работа, работа в парах ; Средства : комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. выполнение заданий с проговариванием в громкой речи В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием : дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель : каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут ; Небольшой объем самостоятельной работы ( не более 2-3 типовых заданий ); Выполняется письменно ; Методы : самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7-8 минут ; Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие ; Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII. Рефлексия деятельности ( итог урока ). Цель : осознание учащимися своей УД ( учебной деятельности ), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2-3 минуты ; Вопросы : Какую задачу ставили ? Удалось решить поставленную задачу ? Каким способом ? Какие получили результаты ? Что нужно сделать ещё ? Где можно применить новые знания ? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием : дети проговаривают новые правила в громкой речи.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.