Односоставные предложения урок контроля знаний в 8 классе учитель русского языка МОУ СОШ п.Известковый Тарасенко С.И.
Цели: Проверить знания основных теоретических положений темы и ее практической части: - принцип деления простых предложений на двусоставные и односоставные; - умение определять вид односоставного предложения; - умение находить в тексте односоставные предложения; - определение способа выражения сказуемого; - выделение грамматической основы в односоставных предложениях ;
Тест. Односоставные предложения 1. Укажите верное утверждение! 1) Предложения, в которых имеются два главных члена, являются двусоставными. 2) Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными. 3) Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными. 4) Предложения, в которых есть один главный член, являются двусоставными.
Обобщенно-личные 2.Определите, какие из этих предложений обобщенно – личные. 1) Иду по улице нарядной. 2) Летом светает рано. 3) Не по словам судят, а по делам. 4) В городе наконец построили бассейн.
Вид односоставного предложения 3. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам: 1) В нем нет подлежащего. 2) Основная форма сказуемого- глагола –1 –е или 2 –е лицо. 3) Действие совершается определенным лицом. 4) Может быть распространенным.
Неопределенно-личные предложения 4. Укажите цифрами предложения неопределенно-личные 1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. 2) В северных городах на фоне бревенчатых серых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске.4) Купола церквей делали медными. 5) Их часто золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на площадях и перекрестками становились заметными.
Безличное предложение 5. Найдите предложение безличное 1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им мороз. 5) А вот большим деревьям от него плохо. 6) Трещат они, стонут на весь лес. (Из журнала «Юный натуралист»)
Назывные предложения 6. Найдите назывное предложение. 1. Мне очень сегодня холодно. 2. Каких только птиц не увидишь тут! 3. Ряд телеграфных столбов. 4. Не спешите отправляться в путь.
Грамматическая основа 7. Найдите грамматические основы. 1) Друга узнают по несчастью. 2) Сделанное утром проверяй вечером. 3) Что посеешь, то и пожнешь. 4) Береги платье снову. 5) Нет уз святее товарищества.
Односоставное в составе сложного 8. Найдите в составе сложных односоставные, укажите их вид. 1) Если заводишь друга, смотри в его сердце. 2) Правда – воздух, без которого нельзя дышать. 3) Сидя за рулем, особенно замечаешь, что делается вокруг.
ПРОВЕРКА
Тест. Односоставные предложения 1. Укажите верное утверждение! 1) Предложения, в которых имеются два главных члена, являются двусоставными. 2) Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными. 3) Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными. 4) Предложения, в которых есть один главный член, являются двусоставными.
Обобщенно-личные 2.Определите, какие из этих предложений обобщенно – личные. 1) Иду по улице нарядной. 2) Летом светает рано. 3) Не по словам судят, а по делам. 4) В городе наконец построили бассейн.
Вид односоставного предложения 3. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам: БЕЗЛИЧНОЕ 1) В нем нет подлежащего. 2) Основная форма сказуемого- глагола –1 –е или 2 –е лицо. 3) Действие совершается определенным лицом. 4) Может быть распространенным.
Неопределенно-личные предложения: 2, 3, 4, 5 2) В северных городах на фоне бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато- розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными. 5) Их часто золотили.
Безличное предложение 5. Найдите предложение безличное 1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им мороз. 5) А вот большим деревьям от него плохо. 6) Трещат они, стонут на весь лес. (Из журнала «Юный натуралист»)
Назывные предложения 6. Найдите назывное предложение. 1. Мне очень сегодня холодно. 2. Каких только птиц не увидишь тут! 3. Ряд телеграфных столбов. 4. Не спешите отправляться в путь.
Грамматическая основа 7. Найдите грамматические основы. 1) Друга узнают по несчастью. 2) Сделанное утром проверяй вечером. 3) Что посеешь, то и пожнешь. 4) Береги платье снову. 5) Нет уз святее товарищества.
Анализ текста Стихотворение Бориса Пастернака «ФЕВРАЛЬ. ДОСТАТЬ ЧЕРНИЛ И ПЛАКАТЬ!» Прочитайте это стихотворение. Ваши ассоциации. Поэт Б. Пастернак очень любил это произведение, неизменно открывал им все свои сборники, как вы думаете, почему?
«ФЕВРАЛЬ. ДОСТАТЬ ЧЕРНИЛ И ПЛАКАТЬ!»
Работа с текстом Б.Пастернака Давайте выясним, в чем же заключается его особое значение. 1) О чем это стихотворение? 2) Приметы какого времени года мы видим? 3) Только ли об этом произведение? 4) В каких словах звучит эта мысль? 5) С каким глаголом употребляется слово навзрыд? В чем особенность? 6) Что значит «писать стихи навзрыд»?
Особенности построения текста Для лирики Пастернака характерен необычный синтаксис. Что вы заметили? Найдите в тексте односоставные предложения, определите их вид. Какова их роль в этом тексте?
Проверка Февраль. Назывное Достать чернил и плакать. Безличное Писать о феврале навзрыд. Безличное Достать пролетку. Безличное За шесть гривен, /Чрез благовест, Чрез клик колес /Перенестись туда… Безличное Как вы думаете, почему стихотворение перенасыщено односоставными предложениями?
ВЫВОД Односоставные предложения занимают важное место как в художественной, так и в разговорной речи, являются ярким выразительным средством нашего языка
Информационные ресурсы b.photosight.ru/b79/ _large.jpg b.photosight.ru/b79/ _large.jpg /6/494/530/wolf jpg /6/494/530/wolf20968.jpg