Педсовет по теме « Школа и семья : партнерство всерьез и надолго» март года
«В работе с детьми самое трудное – работа со взрослыми».
Цель педагогического совета Способствовать формированию единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех
Задачи: Поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка. Определение возможностей и условий дальнейшей интеграции усилий семьи и школы в воспитании учащихся. Разработка проекта программы сотрудничества семьи и школы
Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному.
Основной метод воспитания -реакция на ситуацию, реакция педагога на поступки учеников, но сегодня этот подход, конечно же, недостаточен. Воспитание без поведения, без переживания, без социальной практики, без деятельного отношения к жизни невозможно.
С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целена править, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Три группы родителей: Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь. Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
Задачи школы Единство процесса воспитания в школе и семье с целью все стороннего развития личности каждого ребенка. Изучение воспитательных возможностей семей. Скорая воспитательная помощь семье. Повышение педагогической культуры родителей. Общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, ведущая роль школы и организации этой среды. Умение координировать усилия семьи и школы.
Методы изучения семьи: диагностика, консультация, тренинг, наблюдения, беседа, тестирование и анкетирование, сочинение как метод изучения семьи, метод обобщения независимых характеристик
Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? ??????????
Содержание работы с родителями Повышение психолого-педагогических знаний родителей. Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс. Участие родителей в управлении школой.
Психолого- педагогическая диагностика уровня готовности ребенка к школе, с последующими консультациями Педагогический всеобуч родителей. Систематизация материала по теме Здоровый образ жизни, Индивидуальные формы Совместные с родителями КТД
Работа школы и семьи включает разделы: Диагностика семьи, изучение ребенка Санитарно- гигиеническое воспитание и лечебно – оздоровительная работа Учебный процесс Внеучебная воспитательная работа Социально-психологическая поддержка семьи Психолого – педагогическое просвещение родителей
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями, воспитателями и учителями - предметниками Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье. Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем, воспитателем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются специалисты школы. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала. Ежемесячные формы общения с родителями – это: - праздники, - родительские собрания, - спортивные мероприятия, - походы.
Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю.
Урок- практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока.
Урок-соревнование детей и родителей: Создает ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы. Открытый урок - эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей в рамках школы, города.
Родительские собрания Для быстрого получения той или иной информации, необходимой для работы с детьми, так сказать, информации « из первых рук ». Установочные или инструктивные встречи. Классный руководитель, воспитатель знакомит родителей с аналитическим и теоретическим материалом. Консультативные собрания по трудоустройству детей в летнее время, по занятости учащихся в свободное время, по организации похода, поездки, по проведению Выпускного бала, ремонта школы.
Родительский лекторий способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.
Диспут, дискуссия обмен мнениями по проблемам воспитания одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры.
Участие родителей в управлении школой: Оказание материальной помощи малообеспеченным семьям. Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы. Участие в работе Совета профилактики. ВШК: организация питания обучающихся, работа ГПД, контроль делового стиля одежды, контроль за тем, как обучающиеся готовятся к урокам (наличие учебников, тетрадей, дневников) Представитель ШРК является членом Городского общественного Совета по образованию.
Формы трудовой деятельности: - оформление кабинетов, - создание школьной библиотеки; - выставки Мир наших увлечений и др. - Неделя добрых дел.
Формы досуга: Широкое распространение получили совместные праздники, конкурсы, КВНы, туристические походы, экскурсионные поездки, День открытых дверей, День матери, День семьи, игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья.
Работа с педагогическими кадрами Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей. Создание информационного центра в библиотеке. Выявление потребности педагогов в обучении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей. Обобщение опыта педагогов по работе с семьей.
Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.