Составитель: Е.А.Рудакова, к.п.н., доцент КМО НИПКиПРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструирование урока, направленного на формирование универсальных учебных действий.
Advertisements

Составитель: Рудакова Е.А., к.п.н., доц. каф. математического образования НИПК и ПРО.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Организация учебного занятия в системе дополнительного образования детей Максимова О.А., старший методист ГБОУ ДОД «На 9-ой линии»
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Дидактическое сопровождение и структура занятий с детьми дошкольного возраста.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Формы организации учебного процесса Лекция 6. Форма обучения характеризует внешнюю сторону организации учебного процесса Зависит от места времени занятий.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Личностно-ориентированное развивающее обучение. Акценты целей Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. Максимально выявить,
Транксрипт:

Составитель: Е.А.Рудакова, к.п.н., доцент КМО НИПКиПРО

целостная единица учебного процесса

это целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения. Оно ограничено рамками времени и осуществляется в рамках определённого первичного объединения (коллектива) обучающихся и педагогов: школьного класса, студенческой группы и т. п.

«форма реализации конкретной цели процесса обучения; ограничено рамками времени; на нём преподаватель организует учебную деятельность учащихся по достижению запланированной дидактической цели». Т. И. Шамова

В традиционной типологии учебных занятий обычно выделяются: урок, лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа, контрольная работа, конференция, др. виды учебных занятий.

по коммуникативному взаимодействию учителя и учащихся индивидуальные занятия педагога с учеником, включая самообучение коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных (уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры) индивидуально-коллективные занятия (погружения, творческие недели, научные недели, проекты)

по структуре Линейные: в любой момент времени на занятии практически все ученики охвачены повторением или контролем, или изучением нового материала и т. д. Нелинейные: в одно и то же время разные группы учеников занимаются разным (например, одни пишут контрольную работу, а другие обсуждают способ конструирования модели),

1. Определение целей занятия (для чего учить?). 2. Разработка сценария учебного занятия (как реализовать замысел?). 3. Отбор содержания учебного материала (чему учить?). 4. Выбор методов обучения (как учить?). 5. Разработка системы контроля (как измерить результаты?).

1)через изучаемое содержание: учитель указывает в формулировке ту область знаний, которую на занятии нужно усвоить. Например, «теорема Пифагора». 2) через деятельность учителя: учитель указывает последовательность своих действий, что создает впечатление упорядоченного изучения темы. Например, ознакомить учащегося с …; дать учащимся ясное представление о …; научить учащихся ориентироваться в … и др.

3)через учебную деятельность учащихся: цели не ориентированы на ожидаемый результат обучения, они указывают только область действий учащихся на занятии. Например, решение задач на нахождение корней квадратного уравнения. 4)через внутренние процессы интеллектуального, личностного, эмоционального развития учащихся: обобщенные образовательные цели, в достижении которых невозможно убедиться на одном занятии, например, сформировать умение анализировать свойства функций; сформировать познавательную самостоятельность в процессе решения задач, сформировать интерес к предмету и т.д.

1)не проверяемы, заданы не диагностично, т.е. лишают учителя возможности управлять процессом обучения; 2)не соответствуют идеям ЛОО, предполагают «намерения насилия».

организовать деятельность; создать условия; привести к пониманию, принятию; развить стремление, мотивы, потребности, интересы; показать перспективы; скорректировать и т.п.

1)Диагностичность – это вполне определенное однозначное описание целей, способов их выявления, измерения и оценки, т.е. формулировать цели занятия нужно через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые можно соотнести с определенной шкалой оценки. 2)Инструментальность требует, чтобы цель была задана в терминах деятельности учащихся. 3)Реалистичность предполагает наличие средств для осуществления цели, т.е. гарантирует возможность ее достижения. 4)Адекватность гарантирует, что цель соответствует результату, т.е. движет учащихся к запланированным в стандарте уровням.

Ход познания - «от учеников». Преобразующий характер деятельности учащегося Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

1. Выделение в качестве ведущих - развивающих целей. 2. Наличие педагогической деятельности развивающего типа: учитель организует совместную деятельность, создает условия для развития. 3. Наличие учебной деятельности развивающего типа: активность, осознанность, самостоятельность обучаемых.

4. Полнота (представленность всех элементов совместной деятельности) и целостность (последовательность элементов в логике развивающей деятельности: Вхождение в деятельность; Проблемная ситуация; Действие; Рефлексивные действия; Коммуникация; Исполнение действия и контроль; Рефлексия деятельности в целом и собственного развития.

5. Наличие дифференциации по результату и процессу (с учетом уровня актуального развития и зоны ближайшего развития каждого обучаемого). 6. Наличие у обучаемых следующих результатов учения: развитие личностных качеств - способности к самоопределению, к самореализации; освоение различных видов деятельности и различных общеучебных умений по каждому виду деятельности; освоение целостной системы знаний.

Признаки Традиционный урок Развивающий урок Цели Формирование знаний, умений, навыков. Развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации. Формирование целостной системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков.

Признаки Традиционный урок Развивающий урок Ролевая позиция педагога и стиль его руководства учебной деятельностью Предметно- ориентированная позиция. Преобладают функции: информатора и контролера. Стиль авторитарно- директивный, инициатива у педагога, инициатива учащихся не культивируется Ориентирован на личность учащегося. Преобладает стимулирующая функция. Стиль демократический, поощряется и поддерживается инициатива учащихся.

Признаки Традиционный урок Развивающий урок Професси ональная установка педагога Закрытость. Ориентация на собственную активную деятельность. Открытость. Ориентация на солидарность и совместную деятельность с учащимися.

Признаки Традиционный урок Развивающий урок Методы Информационно- иллюстративные, репродуктивные Методы активного обучения: проблемного изложения, проблемные, исследовательские, рефлексивные.

Признаки Традиционный урок Развивающий урок Характер организации учебной деятельности Деятельность строится по схеме: знания - деятельность. Преобладают задания репродуктивного типа, действия по образцу, алгоритму. Цели и способы познания не обсуждаются (как правило). Замысел и смысл учебной деятельности часто бывает закрыт. Деятельность строится по схеме: ориентировочное знание - деятельность - рефлексия - теоретическое знание. На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задачи и задания. Учебные цели и способы деятельности делаются достоянием учащихся, они принимают учебные задачи, а следовательно осознанно включаются в познавательную деятельность.

Признаки Традиционный урок Развивающий урок Формы учебных взаимодействия и отношений Ведущая форма взаимодействия - подражание, имитация, следование образцам. За учеником закреплена позиция ведомого на всем протяжении обучения. Однообразие социальных и межличностных отношений. Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всем протяжении обучения. Задания носят личностно или социально значимый смысл. Цели и задачи разрабатываются совместно учителем с обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Учащиеся находятся в активной позиции. Они осваивают разные позиции: партнера, руководителя, помощника. Многообразие межгрупповых и межличностных отношений снижает конфликтность. Сотрудничество вытесняет Соперничество.

Признаки Традиционный урок Развивающий урок Контроль и оценка Преобладает жесткий контроль в рамках жестко заданных правил. Самоконтроль отличается ситуативностью. Мотивация осуществляется за счет «ожидания приговора» - оценки учителя. Преобладает оценка того, чего ученик не знает, а не того, чего он достиг. Оценивается, как правило, результат, а не способ его достижения или анализ движения к результату. Эмоциональная составляющая контроля - страх перед оценкой. Преобладает взаимо- и самоконтроль. Преобладает взаимо- и самооценка в группах. Акцент делается на достижениях ученика, а не на том, чего он не знает, не умеет. Контролю подвергается ход деятельности, характер анализа. Вводятся многообразные поощрения для усиления публичного признания достижений. Эмоциональный фон контроля позитивный.

1. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации)/Сергеева Т.А., Уварова Н.М.- М.: «Интеллект-Центр», стр. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, А.Б.Воронцов, Е.В. Чудинова. Урок в системе развивающего обучения.- Москва, 2003.