Проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Он не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.
Учебный проект – любая деятельность учащихся по решению ими творческой исследовательской задачи с заранее известным результатом
Основные требования к проекту: 1. Наличие социально значимой задачи (проблемы). 2. Планирование действий по разрешению проблемы. 3. Исследовательская работа учащихся. 4. Наличие продукта проектной деятельности. 5. Презентация продукта проекта. 6. Наличие портфолио проекта. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя.
Тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся Тьютор (от английского tutor - домашний учитель; руководитель группы студентов в университете, колледже; опекун) преподаватель- консультант, организующий эффективное изучение курса, проводящий семинары и консультирующий учащихся, проверяющий и комментирующий письменные задания.
Задачи, стоящие перед тьютором Формирование у обучающихся стойкого интереса к проектной деятельности Помощь учащимся в получении максимальной отдачи от данного процесса Обеспечение обратной связи по выполненным заданиям (рефлексия) Проведение групповых и индивидуальных консультаций Консультативное сопровождение и поддержка воспитанников Наблюдение за ходом выбранной деятельности
Функции тьютора: ориентирует в существующей проблематике и чаще всего именно он предлагает тему исследования, способную заинтересовать школьников; формулирует цели и задачи исследования; предлагает воспитанникам либо список необходимых первоисточников, либо предоставляет им нужные книги или статьи; помогает учащимся выбрать из них нужную информацию, правильно распределить ее между отдельными частями будущего проекта; осуществляет выбор объекта и методики проведения исследования, обсуждение проводит совместно с исполнителями (учитывает ограничения в использовании в качестве экспериментальных объектов высших животных, необходимости соблюдения этических требований; подбор нужного оборудования);
должен правильно организовать рабочее место для проведения экспериментов, выбрать площадки для природных наблюдений; следит за тем, чтобы в исследование были включены все варианты и градации действующего фактора, в том числе контроль, чтобы каждый вариант действующего фактора содержал достаточное число повторностей, чтобы все варианты эксперимента или наблюдения находились в одинаковых условиях (кроме действующего фактора), чтобы скрупулезно выполнялись все условия выбранной методики; совместно с воспитанником обсуждает полученные данные, объясняет, как приходят к тому или иному выводу;
совместно с автором проекта формулирует выводы, вытекающие из полученных данных; знакомит учащихся с требованиями проектной работы и осуществляет периодический контроль за ходом написания отчета; при необходимости советует, какие исправления необходимо внести в текст отчета, как лучше представить полученные данные, как иллюстрировать отчет;
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный, эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого, проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. В Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и не традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Классификация проектов по комплексности Монопроекты - проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Межпредметные проекты - выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Формы продуктов проектной деятельности Выбор формы продукта проектной деятельности важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта презентабельной и убедительной, а предложенные решения полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Формы проектной деятельности Модель; Мультимедийный продукт; Пакет рекомендаций; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстраций; Сравнительно-сопоставительный анализ; Экскурсия.
Состав проектной папки (портфолио проекта): 1. Паспорт проекта; 2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов; 3. Промежуточные отчеты группы; 4. Информация по теме проекта; 5. Результаты исследования и анализа; 6. Записи идей, гипотез, решений; 7. Отчеты о совещаниях группы; 8. Описание проблем и способов их преодоления; 9. Эскизы, чертежи, наброски; 10. Материалы к презентации; 11. Рабочие материалы и черновики.
Паспорт проектной работы: 1. Название проекта 2. Руководитель проекта 3. Консультанты проекта 4. Учебный предмет 5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта 6. Возраст учащихся 7. Состав проектной группы 8. Тип проекта 9. Заказчик проекта 10. Цель проекта (практическая и педагогическая)
11. Задачи проекта 12. Вопросы проекта 13. Необходимое оборудование 14. Аннотация 15. Предполагаемые продукты проекта 16. Этапы работы над проектом 17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе