Современный урок в условиях внедрения ФГОС ООО 1 ноября 2012 года Межрегиональная научно-практическая конференция "Перспективы школьного естественнонаучного образования при введении ФГОС ООО"
2 ЛИЧНОСТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Требования к результатам освоения основной образовательной программы
3 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Требования к результатам освоения основной образовательной программы
4 ПРЕДМЕТНЫЕ Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы
УУД как новая цель обучения и воспитания O Регулятивные УУД ( действия целеполагания, планирования, прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции ). O Познавательные УУД ( действия общеучебные, связанные с поиском информации, ее моделированием, структурирование м, а также действия логические и действия постановки и решения проблем ). O Коммуникативные УУД ( умение выражать свои мысли, планирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов ). O Личностные УУД ( действия смыслообразования, нравственно - этической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения ).
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫ: ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (игровая, учебная, общение, самоопределение) ОСВОЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПОРОЖДАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИИ, ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ( Д.Б. ЭЛЬКОНИН, В.В. ДАВЫДОВ, Л.В. ЗАНКОВ, А.Г. АСМОЛОВ, В.В. РУБЦОВ )
Современный взгляд на урок O Современный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества. O Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися УУД в ходе обучения и воспитания.
Модель эффективного учебного занятия Алгоритм функционирования ( АФ ) – природосообразная последовательность учебных задач ( заданий ), организуемая учителем с целью обеспечения целостного усвоения учениками необходимой информации ( содержания темы ) в виде знаний, умений и навыков выполнения необходимых учебных действий и позитивного ценностного отношения к этим знаниям. Алгоритм управления ( АУ ) – последовательность действий учителя по организации системы контроля, анализа, оценки и коррекции действий ученика для создания мотивации учения, реализации алгоритма функционирования ( АФ ), заложенного в методическую структуру учебного занятия, и достижения поставленной цели. ОД = АФ + АУ
Системно - деятельностный подход как основа эффективного урока К Задача Технология ( способ ) Субъект 1 Цель Содержание Процесс Субъект 2 Формы, методы
Методологические принципы построения алгоритма управления (АУ) эффективного учебного занятия O технология проблемного, проектного и исследовательского обучения O развивающие технологии ( Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов ) O коллективные способы обучения O технология развития критического мышления O технология эвристического обучения O педагогические мастерские O ТРИЗ O игровые технологии O кейс - метод ( метод коллективного анализа ситуаций ) O тренинговые технологии O КТД, социальное проектирование
Методологические принципы построения алгоритма управления (АУ) эффективного учебного занятия Управляемая по качеству образовательная деятельность в рамках обобщенной модели эффективного учебного занятия может быть осуществлена лишь в результате реализации пяти методологических принципов : O завершенного мотивационного цикла ; O завершенного цикла целеполагания и планирования ; O завершенного цикла организации деятельности ; O завершенного цикла контроля ; O завершенного цикла аналитической и оценочной деятельности.
Учебно-познавательная деятельность – циклический процесс УПИ ДО ЦП ДК УД ( способ ) УПИ – учебно - познавательный интерес ЦП – целеполагание ДК – действия контроля УД – учебные действия ДО – действия оценки ВЫВОД : большинство компонентов УПД – это регулятивные УУД
Основные отличия современного урока в соответствии с требованиями нового ФГОС Сочетание алгоритма функционирования ( АФ ) и алгоритма управления ( АУ ), реализуемых на основе изложенных методологических принципов, является основным фактором системного построения эффективной образовательной деятельности в рамках рассмотренной управленческой ( на предметной ) обобщенной модели эффективного учебного занятия.
Способы обучения и их эффективность в развитии УУД детей 6 Уровень УВД Неэффективное обучение Обучение запоминанием («школа памяти») Обучение по образцу (традиционное обучение) (не обеспечивает выход ученика на ур. треб. ФГОС) Репродуктивное алгоритмизированное обучение (выход на базовый уровень треб. ФГОС) Проблемное продуктивное обучение (выход на повышенный уровень треб. ФГОС) Личностно-ориентированное обучение
Традиционное обучение Инновационное развивающее обучение 1) базируется на принципе доступности; 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 2) учащийся действует как субъект собственной УД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности
Системообразующие цели уроков 1. Урок « открытия » нового знания. Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. O Содержательная цель - расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов 2. Урок рефлексии. O Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно - контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.). O Содержательная цель : закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т. д. 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель : формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. O Содержательная цель : построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно - методических линий курсов. 4. Урок развивающего контроля. O Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. O Содержательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока формирования и совершенствования знаний : 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. 3) Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 4) Актуализация знаний. 5) Введение новых знаний. 6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7) Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8) Обобщение и систематизация знаний. 9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 10) Определение и разъяснение домашнего задания.
Структура урока « открытия » нового знания : O 1) организационный этап ; O 2) этап мотивации ( самоопределения ) к учебной деятельности ; O 3) этап актуализации и пробного учебного действия ; O 4) этап выявления места и причины затруднения ; O 5) этап построения проекта выхода из затруднения ; O 6) этап реализации построенного проекта ; O 7) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи ; O 8) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону ; O 9) этап включения в систему знаний и повторения ; O 10) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Структура урока рефлексии : O 1) этап мотивации ( самоопределения ) к коррекционной деятельности ; O 2) этап актуализации и пробного учебного действия ; O 3) этап локализации индивидуальных затруднений ; O 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений ; O 5) этап реализации построенного проекта ; O 6) этап обобщения затруднений во внешней речи ; O 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону ; O 8) этап включения в систему знаний и повторения ; O 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Структура урока развивающего контроля : O 1) этап мотивации ( самоопределения ) к контрольно - коррекционной деятельности ; O 2) этап актуализации и пробного учебного действия ; O 3) этап локализации индивидуальных затруднений ; O 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений ; O 5) этап реализации построенного проекта ; O 6) этап обобщения затруднений во внешней речи ; O 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону ; O 8) этап решения заданий творческого уровня ; O 9) этап рефлексии контрольно - коррекционной деятельности.
Выводы: O Умение проектировать на основе обобщенной модели урока природосообразной методической структуры занятия, зафиксированной в его плане, является отражением уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей педагога ( педагогической мотивации, целеполага - ния, учебно - воспитательных действий, педагогиче - ского контроля и оценки ). O Без этого умения невозможно реализовать цели нового ФГОС по развитию УУД и компететностей детей.
Отчего же зависит качество образования? « Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей » «Невозможно дать другим то, чего у тебя нет!»
Литература O Нифонтов, В. И. Как разобраться в тонкостях современного урока : методология построения эффективного урока : в 2 ч. / В. И. Нифонтов. – Екатеринбург : МУ ИМЦ « Екатеринбургский Дом Учителя », – Ч.1. –112 с. O Панорама методических достижений – – Екатеринбург : МБУ ИМЦ « Екатеринбургский Дом Учителя », – 77 с.
Уважаемые коллеги! Благодарю за внимание ! Рожкова Ольга Александровна учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Адрес электронной почты: